В ШАХТЕРСКИХ городах Донбасса на сегодня улеглись страсти, обузданы эмоции, нормализуется обстановка после забастовки, в которой участвовали в отдельные дни до 90 тысяч горняков.
А начался конфликт 15 июля на шахте "Ясиновская-Глубокая", где третья добычная смена отказалась спуститься в забои, мотивируя это отсутствием условий для нормальной работы. В последующие дни забастовка перекинулась в другие города Донбасса и охватила 110 шахт.
Прибывшая 20 июля правительственная комиссия под председательством заместителя Председателя Совета Министров СССР Л. Д. Рябева круглосуточно вела диалог с донецким стачечным комитетом по выработке мер, направленных на удовлетворение требований шахтеров. Было предложено несколько вариантов этих мер, но митингующие отклонили их, требуя гарантии на самом высоком уровне.
Убеждая бастующих верить, что правительственная комиссия наделена широкими полномочиями, Л. Д. Рябев в шутку ли, всерьез ли заявил:
- Если через полгода моей фамилии не будет в списках правительства, то знайте, что я сижу на ступеньках перед зданием правительства с тем транспарантом, который я здесь видел: "Удовлетворить требования шахтеров".
22 июля был подписан протокол согласованных мер между правительственной комиссией и Донецким стачечным комитетом. В нем содержится целый ряд позиций, которые удовлетворены или приняты для решения на высшем уровне.
Вполне закономерен вопрос: что же послужило поводом для забастовки? Мнений и толков в этой связи немало: и демократия, мол, в этом виновата, и неформалы свою руку приложили, и средства массовой информации чуть ли не подстрекательством занимались.
Не стоит оспаривать нелепые толкования, так как на этот счет есть заключение, сделанное компетентной комиссией. Протокол о согласованных мерах начинается такими словами:
"Стачечный комитет и комиссия Совета Министров СССР и ВЦСПС констатируют, что в Донбассе в результате длительного отставания социальной сферы обострилось социально- экономическое положение. Это явилось следствием диктата и произвола министерств и ведомств, попустительства местных партийных, советских и хозяйственных органов, ухудшения снабжения населения продуктами питания и товарами первой необходимости".
Данный вывод можно расширять, наполнять конкретными примерами и фактами.
А. Шмаков, электрослесарь шахты N 21 объединения "Макеевуголь", член стачкома шахты:
- Мы не раз обращались к администрации по поводу упорядочения оплаты труда в вечернее и ночное время, но нам говорили: "Вопрос рассматривается в "верхах". Сколько же можно дурачить людей?".
В. Морзак, директор шахтоуправления "Октябрьское":
- Еще в начале года совет трудового коллектива разослал по высшим инстанциям тревожные телеграммы. Добытый тяжелым трудом уголь лежит на складах. В июле его скопилось 140 тысяч тонн. Нет вагонов. В последнее время ситуация обострилась: уголь от самовоспламенения стал гореть. Кое-как оплачиваем горнякам вынужденные простои.
С. Русаков, забойщик шахты "Комсомолец":
- Многие шахтеры еще живут в таких условиях, что если об этом снять фильм, то можно подумать: на дворе 1905 год.
О. Бойко, забойщик горловской шахты имени Ленина:
- Поймите, мы не только о себе думаем! Где у нас в городе молодежные центры - настоящие, многопрофильные, а не примитивные дискотеки и видео? Около десяти лет строится городской Дворец культуры! А Дом политпроса построили в два счета. Вот и отдали бы его под Дворец молодежи или пионеров. Мы записали это в своих требованиях. А то сауны, путевки летом, возможность отдохнуть летом - только для начальства.
Подобных высказываний, наполненных обидой и горечью на митингах и в обычных беседах, не счесть. Все это накопилось давно и требовало выхода.
В шахтерских требованиях - и мясо, и мыло, и, как это ни странно, уголь - обыкновенный нормальный уголь для себя, для своей квартиры.
Да, глубоко ошибаются те функционеры, которые думают, что шахтеры бросили забои и вышли на площади, чтобы побузить. Нет, они пришли за справедливостью. И добивались ее по-пролетарски, напористо, но честно, не поддаваясь на различного рода провокации и, как заявил в интервью Центральному телевидению М. С. Горбачев, не выпуская ситуацию из рук.
...Бастующие шахтеры выдвинули свои требования. Но будучи удовлетворенными сегодня, они не решают проблему на завтра, а может быть, даже и обостряют ее с финансовой точки зрения - таково мнение специалистов и ученых. Нужны кардинальные решения, касающиеся экономической и политической реформы. В экономике она пока что только на словах.