Пройдет еще несколько дней, и, как объявил новый премьер, весь кабинет министров России уйдет в отставку. Чем он был занят в последнее время, насколько экономика республики готова к переходу на рыночные отношения? Наш корреспондент И. МОРЖАРЕТТО встретился с министром торговли РСФСР П. КУРЕНКОВЫМ и попросил рассказать о том, в каком состоянии пришла к рынку российская торговля.
ЕЩЕ В НАЧАЛЕ ГОДА мы с привлечением ученых разработали целый пакет документов по переходу отрасли на рыночные отношения. Мы готовы ввести все эти документы в действие, когда верховные органы России примут решение о переходе. Но нас тревожит отнесение сроков введения нового экономического механизма. Верховный Совет СССР вернется к этому вопросу в сентябре, после принятия соответствующих решений Верховными Советами союзных республик, а, время и обстановка не ждут. Это еще больше разбалансирует потребительский рынок. Дисциплина поставок падает, а экономические санкции за недопоставку товаров практически не действуют.
- Какие первые шаги к переходу к рыночным отношениям нужно, по вашему, сделать?
- Во-первых, переподготовка практически заново всех кадров. Следующий шаг - разгосударствление предприятий торговли и общественного питания. Видимо, в государственной собственности должны пока остаться магазины по продаже ювелирных изделий, алкогольных напитков, по торговле на инвалюту, а также предприятия общественного питания, обслуживающие школьников и студентов, оптовые предприятия и холодильники. Другие предприятия розничной торговли и общественного питания основываются на различных формах собственности: государственно-кооперативной, коллективной, трудовых товариществ и индивидуальной.
Государственно-кооперативные предприятия целесообразно создавать на договорной основе путем слияния собственности государственного и кооперативного предприятий. Такие объединения могут организовываться на многосторонней и межотраслевой основе (например, предприятие промышленности - торговли - кооператив, или предприятие торговли - кооператив - предприятие общепита). Формой организации государственно-кооперативного предприятия может быть ассоциация или концерн, в зависимости от цели создания.
Коллективная собственность может выступать в форме ассоциации арендаторов, арендного предприятия, акционерного общества, трудового товарищества. Уже сегодня 11% наших работников трудятся на арендованных предприятиях.
Может образовываться коллективная собственность и путем выкупа имущества коллективами, работающими на семейном подряде. Что же до индивидуальной собственности, то она может формироваться в установленном законом порядке путем аренды у местных Советов (либо государственных предприятий) помещений, оборудования, инвентаря. Возможен также выкуп на аукционной основе мелких и средних кафе, закусочных, магазинов в собственность гражданина или граждан.
- А кому отойдут вопросы ценообразования, или каждое самостоятельное предприятие вольно иметь свои цены?
- Реформа ценообразования позволит создать динамическое равновесие между спросом и предложением товаров. Предполагается на первом этапе товары народного потребления и средства производства подразделить на три группы по уровню цен.
Первая группа - жизненно важных товаров, на которые по-прежнему будут устанавливаться госзаказы и государственная фиксированная цена. В эту группу входят: большая часть продовольственных товаров (мясопродукты, молокопродукты, яйца, рыбопродукты, масло растительное, маргарин, сахар, чай, мука, макароны), товары легкой промышленности (ткани, швейные изделия, трикотаж, чулочно-носочные изделия, обувь кожаная, резиновая, валеная, шапки), культбытхозтовары (мебель, холодильники, стиральные машины, утюги, обои, спички, посуда, школьно-письменные товары, детские коляски, игрушки, парфюмерные и моющие средства, керосин), строительные материалы (лесоматериалы, сантехническое оборудование, шифер, трубы).
Вторая группа товаров будет реализовываться потребителям по так называемым регулируемым ценам с ограничениями верхних цен. Сюда мы бы отнесли: швейные машины, пылесосы, электросамовары и электрочайники, телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, электроосветительную арматуру, стеклянную посуду и приборы из нержавеющей стали, краски и эмали, зонты, спортивные товары, велосипеды, элементы питания и некоторые другие.
К третьей группе будут отнесены товары, реализуемые по свободным ценам. При этом все экономические отношения будут формироваться и регулироваться рынком на основе спроса и предложения. В эту группу мы бы отнесли ювелирные украшения, меха и меховые изделия (кроме шапок), легковые автомобили и мотоциклы, фотоаппараты и принадлежности к ним, видеомагнитофоны, музыкальные товары и другие.
- Петр Иванович, тогда получается, что предприятиям торговли выгодно будет продавать исключительно товары третьей группы. Зачем, например, владельцу небольшого магазинчика связываться с резиновой обувью, на которую установлена государственная цена? Он предпочтет закупать исключительно дорогую модельную обувь, установив на нее высокую цену.
- Как известно, розничная цена товара складывается из оптовой цены и так называемой торговой скидки. У нас сегодня в среднем доля торговли в цене составляет 7% от стоимости товара (на Западе - 20 - 30%) и идет на транспортные расходы, упаковку, а также содержание предприятия торговли и оплату труда работников. Поскольку на товары первой группы цены будет устанавливать государство, разумно было бы определить и торговую скидку. По нашим расчетам, оптимально она должна составлять 10%. По товарам остальных групп скидка должна устанавливаться предприятием торговли самостоятельно, с учетом обеспечения их рентабельной работы.
- Кроме того, эффективности и рентабельности работы торговли должна способствовать и гибкая система налогообложения.
- Кто согласится везти товар из Москвы или Костромы на Колыму, когда он легко может продать его в соседнем магазине? Поэтому мы предлагаем учесть в ходе разработки республиканского Закона о налогообложении и эту ситуацию. Предприятия, поставляющие товары в эти районы, должны иметь льготное налогообложение либо совсем освобождены от его уплаты.
И еще. Рыночная экономика невозможна без развитой банковской системы. Существующая - себя не оправдывает. Государству следовало бы поощрять развитие коммерческих банков, но действующая система налогообложения в отношении таких банков, ассоциаций, акционерных обществ и т. п. их только душит, так как норматив платежей в бюджет от прибыли установлен с начала деятельности в размере 60%.
Смотрите также:
- В СВЕТЕ ГЛАСНОСТИ. Цены на новые товары: игра "в одни ворота" →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Кооператив и цены →
- Москва идет к рынку →