МНЕНИЕ ОЧЕВИДЦА. Тайная вечеря

   
   

За коротким сообщением газеты "Правда" о встрече Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с первыми секретарями райкомов и горкомов партии невозможно представить суть того, что произошло в зале Большого Кремлевского дворца. Того самого, где совсем недавно народные депутаты РСФСР аплодировали принятию Декларации о суверенитете России и Декрету о власти.

Своими впечатлениями об этой встрече делится первый секретарь Центрального РК КПСС г. Твери, делегат XXVIII съезда КПСС, народный депутат РСФСР В. БРАГИН.

В ОДНИХ РЯДАХ, НО С КЕМ?

М. С. Горбачев, как я полагаю, многое ставил на эту встречу. Обстановка на XXVIII съезде, по существу - преемнике Учредительного съезда Компартии РСФСР, складывалась не в его пользу. Правые, что называется, кожей почувствовали свой звездный час: сместить Горбачева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС и возвести на главный партийный трон "своего" человека.

Настойчиво и методично нарастали критические удары по генсеку, все более ожесточенно и оскорбительно хлестали лично по нему, зачеркивали, дискредитировали его детище - перестройку, саму ее идею. Много было обвинений справедливых, но все яснее было видно, что кто- то режиссирует и навязывает съезду вывод: Горбачев и его сторонники в Политбюро - главные виновники всех невзгод. Это они привели страну и партию к краху.

РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ

Отсюда и родился у М. С. Горбачева мучительный и главный для него "вопрос начистоту", который он после краткого вступления бросил в зал:

- Под аплодисменты прошло предложение признать работу ЦК неудовлетворительной. У нас что: курс неправильный?..

И здесь, случилось то, чего, видимо, Генеральный секретарь ЦК КПСС все-таки не ожидал. Из огромного зала полетело утвердительное:

- Да!.. Да!.. Да!..

Драка была обозначена, и Горбачев смело ввязался в нее.

- Это самое опасное, что зародилось на съезде!.. Товарищи!.. Думайте головой и крепко. Если вы приехали вершить скорый суд, то съезд не выполнит своей задачи. Это будут похороны партии. Могильщиками нас назовут. Если вы приехали для этой цели... Тогда делайте это, но вам придется отвечать перед народом.

Это было жестокое и несдержанное обвинение, и зал закипел от гула и возмущения.

Далее произошло то, что, несомненно, останется позором в истории XXVIII съезда КПСС и стыдом для Генерального секретаря. Кто-то из районных партийных вожаков потребовал: - Уберите телевидение. Иначе у нас разговора не получится!..

И Горбачев поддался. В тщетной надежде хоть как-то расположить к себе зал, восстановить ускользающий контакт, поставил этот ультиматум на голосование, результаты которого было заведомо очевидны.

На I Съезде народных депутатов РСФСР в этом зале был в чем-то схожий момент: председательствующий - обер-аппаратчик В. Казаков, угрожая приглашением коменданта Кремля, удалял из зала старый российский флаг.

Думаю, так с Горбачевым еще не говорили за всю его политическую карьеру. Это была открытая и массированная атака. Цель: если не сбить с ног, то максимально сдвинуть с центра вправо.

На следующий день на съезде делегат В. Гайворонский вспомнил народную байку: "Гуртом и батьку легче бить", встреченную смехом и аплодисментами... Гуртом и били...

ДОПРОС С ПРИСТРАСТИЕМ

Горбачев на трибуне. Один на один с залом. Очередной вопрос:

- В результате политики ЦК разрушилось даже то плохое, что было. Люди без носков, еды... Вы к этому причастны. Перестройка нежизненна. Она не привязана к практическим делам. Осознаете вы это или нет?

- С такой позицией, что за годы пятилетки мы ничего не сделали, что все только плохо, я не согласен... Я не навязываюсь вам, вы не навязываетесь мне... Но вы должны глубоко задуматься. Если бы не перестройка, еще короткое время и был бы всероссийский взрыв. У вас другое мнение, а у меня свое. Я буду его отстаивать...

Но сейчас он для зала лишь человек, на котором, как на единственном виновнике, можно сорвать всю злость на надвигающуюся безысходность, крушение идеалов, того, чему многие посвятили лучшие годы, жизни.

- Исходя из вашего вступительного слова, я понял, что мы ближе к капитализму, чем к социализму...

И еще:

- Создается впечатление, что вы безразлично относитесь к кадрам. Вот вы заявили, что страна и зал съезда скорее всего не во всем адекватны. В стране, пожалуй, больше желания идти вперед, а не переминаться с ноги на ногу...

Генсек пытается сбить накал, порой сам теряя терпение:

- Вы дослушайте! Ну не будьте, как на митингах!.. Не торопитесь! Я все равно закончу мысль!.. Что вы себя распалили?

И вдруг в этой потасовке нервный выкрик одного из участников встречи:

- Товарищи секретари! Мне стыдно за вас!..

В знак протеста он покинул зал, но и это не возымело действия...

Горбачев снова отбивается...

- Ну давайте вас изберем Генеральным секретарем!.. Ну хорошо. Я сяду тогда, а вы говорите!

В эту минуту он в раздражении действительно садится, но вопросы не иссякают, и он снова идет к трибуне:

- Почему тем, кто защищает партию, тут же навешивают ярлык консерваторов?..

И новый вопрос - приговор!..

- Ваш отчет на съезде был слабый. Если бы я у себя на пленуме выступила с таким отчетом, от меня не осталось бы мокрого места. Прекратите ссылаться на предшественников. Возьмите курс на укрепление дисциплины. Давайте будем поменьше говорить. Вы были нам очень слабым помощником на выборах...

Горбачев:

   
   

- Я не буду занимать вас излишними доказательствами в ответ на утверждение, что за годы пятилетки все развалено. Говорите, мой отчет слабый, ниже уровня района... пришлите мне свой, я размножу и раздам на съезде для сравнения... Вы хотели, чтобы я на съезде саблей махал?..

Может быть, я ошибаюсь и хотел бы ошибиться, но в какой-то момент мне показалось, что Горбачев дрогнул, почти сдался. Но опасение это не было долгим, хотя накал возрастал.

- Почему вы в своем докладе не сказали правды? Практически разгромлены три отряда КПСС в Прибалтике. Что будет с республиками, с теми людьми, которые не хотят оставаться при капиталистическом строе?..

- ЦК бросил на произвол судьбы райкомы и горкомы...

Только через два с лишним часа встреча оборвалась.

КТО РЯДОМ И ЧТО ВПЕРЕДИ?

Ситуация драматизируется с каждым днем. Что впереди? Президент Союза с суверенной и независимой Россией, без Прибалтики, а возможно, и без чего-то еще? Тогда президент чего? Какой державы?..

А рядом генералы. А кругом КГБ. А в городах партийно-советская аппаратная рать в союзе с промышленным и аграрным истеблишментом. Только позови, в секунду готовы ринуться на защиту "социалистических" ценностей, против "крикунов" и "очернителей"...

Не только участники встречи в Кремлевском дворце, но и все наше общество ждет сейчас от М. С. Горбачева отхода от половинчатости. Но XXVIII съезд КПСС, а до этого и Учредительный съезд Компартии РСФСР показывают, что он пока не может этого сделать, не может выполнить эту роль до конца, открыто ответить на все вопросы.

Смотрите также: