В СССР ЗАРЕГИСТРИРОВАНО БОЛЕЕ 2000 СП. РАБОТАЮТ 500. "Профсоюз" предпринимателей

   
   

Еще недавно Торгово-промышленную палату СССР лучше знали за рубежом, чем у нас в стране. Ее функции в основном сводились к организации выставок, патентованию изобретений за границей, разрешению арбитражных споров.

О новых задачах ТПП и проблемах внешнеэкономических связей корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с председателем ТПП В МАЛЬКЕВИЧЕМ.

СВОЮ ГЛАВНУЮ цель мы видим в том, чтобы вывести госпредприятия и кооперативы - члены палаты (а их без малого 7 тыс.) на внешний рынок, соединить с иностранным партнером.

Сейчас предприятия получают самостоятельность и подчас не знают, что им делать со своей свободой: где покупать и кому продавать на перенасыщенном товарами мировом рынке. Обязанность ТПП помочь им в этом.

- Можем ли мы сказать, что ТПП это своего рода профсоюз предпринимателей, призванный защищать их интересы?

- Именно так. Мы приближаем съезд палаты, для того чтобы утвердить новую цель защищать предпринимателей в СССР. Профсоюзы на стороне трудящихся, мы - на стороне предпринимателей. Например, в Австрии, Швейцарии практически не бывает забастовок, потому что там палаты и профсоюзы работают в тесном контакте.

- Много ли кооперативов - членов ТПП СССР?

- К сожалению, немного. Пока мы вынуждены проводить среди них тщательный отбор. Мы стараемся прежде всего привлекать производителей высококачественной продукции и, только убедившись в ее конкурентоспособности, выводим на внешний рынок, потому что от этого зависит престиж страны и самой палаты. Поэтому членами ТПП стали пока лишь 200 кооперативов. В будущем мы намерены заимствовать японский опыт. Там палата не разрешает и не запрещает кому либо экспортировать свою продукцию, она просто выдает сертификат, что продукция данной фирмы соответствует мировым стандартам.

- Сейчас торговые представительства СССР за рубежом захлестнула волна наших предпринимателей, жаждущих продавать и покупать, но часто не знающих элементарных правил ведения торговли.

- Торгпредства должны оказывать им всестороннюю помощь. Это их обязанность. Гораздо хуже, когда наши новые предприниматели в торгпредства не заходят или приходят туда только тогда, когда "прогорят" и их надо спасать. Вот для того, чтобы такое случалось пореже, и необходима, кстати, ТПП.

- Может, стоит все-таки ввести какие-то ограничения на деятельность наших новоявленных коммерсантов за рубежом?

Я задал недавно этот вопрос бывшему министру финансов США М. Блюменталю. Он ответил - ни в коем случае. Рынок сам все расставит по своим местам. Через это нужно пройти, как через корь.

- Поскольку вы помогаете создавать СП, объясните, почему так туго идет это дело, почему многие из них существуют только на бумаге?

- Увы, это так. Хотя количество зарегистрированных СП подбирается к двум тысячам, реально действует из них не более 500. Проблема в том, что не столько мы находим партнеров, сколько нас находят. До сих пор у правительства нет концепции, нет стратегии развития предпринимательства. Мы не определили отрасли, где нам в первую очередь необходимо привлекать иностранный капитал и технологию. Нас находят энтузиасты, упрямцы, верящие в наш рынок, которые терпеливо переламывают нашу бюрократию, вроде Дж. Кохона, президента канадского филиала компании "Макдоналдс", 13 лет затратившего на открытие первого ресторана на Пушкинской площади в Москве. Но таких энтузиастов немного. Непосредственно палата участвовала в создании примерно 500 СП. Общая сумма иностранных вкладов всех СП составляет около 1,6 млрд. долл., что, конечно, ничтожно мало для такой страны, как наша.

Самое удивительное, что первое место по размерам капиталовложений в СССР занимают США: порядка 400 млн. долл., хотя ни в США, ни в СССР не принят закон о взаимной охране инвестиций. И это лишний раз доказывает, насколько нам важно развивать отношения именно с США, чего многие недопонимают. Пора наконец понять, что нам нечего делить с американцами и надо переходить к сотрудничеству.

И еще: нужно уметь правильно понять интересы партнеров. Американские бизнесмены прямо говорят: пока в СССР не будет законодательства, позволяющего вывозить заработанные в вашей стране рубли, конвертируя их в доллары, большого притока капиталов вы не дождетесь. За многие десятилетия у нас выработался некий синдром неполноценности, боязни, что нас обманут и ограбят. На самом деле капитал всегда склонен к воспроизводству: 70 - 80% прибылей обязательно вкладывается в модернизацию производства.

Сейчас нам очень трудно. Большинство наших заводов имеют технологии, отставшие на десятки лет. Привлечение западных частных инвестиций поможет быстро накормить и одеть страну, решить вопрос модернизации экономики.

- Значит, нам, выражаясь старой терминологией, уготована участь "рабов иностранных монополий"?

- Еще не так давно американский капитал доминировал, скажем, в Японии и Южной Корее. И что же, разве от этого Япония стала менее японской, а Корея - корейской? А сейчас японские, западноевропейские и другие бизнесмены активно скупают в США недвижимость, контрольные пакеты акций американских фирм.

- Можно ли сказать, что свобода капиталовложений, их перемещений по Земле - есть одно из нормальных человеческих прав, равно как и право выбирать, где работать и на каких условиях?

- Я думаю, есть просто биологическая свобода, которая должна присутствовать во всех проявлениях человеческой деятельности. Те страны, где существует свобода перемещений капитала, процветают. Я давно уже пытаюсь убедить в этом наше руководство, но пока безуспешно.

- Владислав Леонидович, вы 5 лет были заместителем министра внешней торговли. Скажите, почему в докладах Н. И. Рыжкова, посвященных экономической реформе, вопросы внешней торговли занимают максимум 5 строк?

- О неприятных вещах мы предпочитаем много не говорить. Проблема в том, что, предоставив предприятиям право выхода на внешний рынок, мы наивно рассчитывали, что производители машинно-технической продукции сразу сумеют изменить структуру товарооборота внешней торговли. Этого не произошло, так как наша продукция неконкурентоспособна. Она и не могла стать таковой в условиях всеобщего дефицита. А кроме того, даже если бы мы выпускали такую продукцию, то в условиях, когда мир поделен и экономические связи складывались в течение 100 - 150 лет, наивно думать, что нам кто-то добровольно отдаст заработанное поколениями место под солнцем. Мы может торговать лишь отдельными видами промышленной продукции, хотя и этот весьма скромный успех достигнут ценой многолетних тяжелых усилий.

- Но по-прежнему раздаются голоса, что в условиях дефицита экспорт нужно все больше сокращать.

- Эти рассуждения ведут нас в тупик. Весь мир работает на рынке, стремится завоевать на нем место. Продается только самое лучшее, а значит, рынок - двигатель прогресса. Самое удивительное, что с предложением сократить экспорт, как с оптимальным вариантом решения внутренних проблем, выступил на одном из последних Пленумов ЦК КПСС Предсовмина Украины В. Масол. Таков уровень компетентности наших руководителей.

С мировым рынком играть нельзя, им надо дорожить, как величайшей ценностью, тем более что мы там почти и не присутствуем. Уйти с рынка сейчас - значит резко осложнить жизнь наших будущих поколений.

- Ну а что вы скажете по поводу создания рыночной экономики у нас в стране?

- Весь процесс перехода проходит недопустимо медленно. Бывший канцлер ФРГ Г. Шмидт сказал мне как-то, что "рынок похож на парашют: он хорош только тогда, когда вовремя открывается". Мы же все еще продолжаем свободное падение.

Смотрите также: