С известным шведским профессором Г. АДЛЕРОМ- КАРЛССОНОМ, пользующимся высоким авторитетом среди экономистов, беседует наш корреспондент.
- Какая сейчас, на ваш взгляд, самая главная наша беда?
- Нынче у вас явная гиперинфляция. Никто не хочет за деньги продавать свои товары, т. к. через две недели этот же товар будет стоить уже намного больше. Это будет длиться до тех пор, пока народ позволит правительству дальше печатать деньги и пока Госбанк не станет абсолютно независимым от правительства, так же, как и банки на Западе.
- Как вы оцениваете недавние реформы Павлова?
- Они идут в правильном направлении. Но в них есть две ошибки. Первая. Правительство продолжает печатать деньги. В таком случае повышение цен - очередной шаг в этом заколдованном круге. И вторая - попытка установить новые цены. Пусть рынок установит цены. Хотя для беднейшей части населения это обернется большими проблемами, но они будут кратковременными по сравнению с суммой страданий от нынешних полумер. Я считаю, что экономические трудности в СССР необходимы для восстановления утраченного честного отношения к труду, для возрождения желания работать.
- Видимо, прежде чем вводить новые цены, надо бы создать конкурентов-производителей путем мощной приватизации, как толчок к появлению большого числа собственников.
- Я согласен, что процесс приватизации и введение свободных цен должны идти параллельно. Но прежде чем приватизировать, надо знать, что почем. Только рынок покажет истинную ценность того или иного продукта, предприятия. Далеко не все предприятия заслуживают того, чтобы в них вкладывать деньги из-за их неэффективности.
- Неужели даже со стороны видится одна "безнадега"?
- Ваша сильная сторона - это высокий уровень образования, который, невзирая ни на что, получили советские граждане. Это тот феномен, который вам может помочь. Ваши граждане могут найти себе работу за рубежом и помогать семье, государству частью своего дохода. А если вам удастся гуманизировать свою экономику, то часть уехавших вернется в страну, обогатившись и капиталом, и ценным опытом.
- Ваше мнение: как работают советские люди?
- Плохо.
- А как вы считаете, могли бы шведы хорошо работать за ту зарплату, которую получаем мы?
- Чтобы эффективно вести дело, предприниматели сочетают кнут и пряник. Для этого во многих странах и существует армия безработных. Если вы не хотите возрождения сталинских лагерей, то в ближайшее время вам надо в качестве кнута получить нищету. И тогда вы придете к пониманию необходимости иметь 5 - 10% безработных, чтобы получить "кнут".
Что касается пряника. У вас многие боятся появления богатых и бедных. Но тогда вы останетесь на нынешнем уровне развития. Как можно заставить работать богатого, если не за еще большее вознаграждение?
Рабство, кажущееся равенство никогда не бывают эффективными. Все, что происходит в Союзе, я называю национальным рабством.
- Можно ли всерьез надеяться, что "Запад нам поможет"?
- Вы слишком "большие" для нас. Мы можем простить Польше половину ее долгов, потому что Польша уже прошла тот очистительный кризис, который у вас еще впереди. Когда вы тоже пройдете через него, то будет шанс, что и вам простят половину вашего внешнего долга. На Западе проводились исследования, по которым, несмотря ни на что, СССР считается надежным плательщиком долгов. Да, в вашей стране есть огромная власть, которая может заставить еще более снизить потребление, чтобы сэкономить и наполовину снизить долги. Если бы я не хотел довести народ до еще, большей нищеты, я бы простил эти долги.
- Страна с огромными возможностями - и в такой разрухе... Наверное, вы презираете нас?
- Те, кому в жизни больше посчастливилось, не имеют никакого права презирать других, которым посчастливилось меньше. Нормальное развитие происходит со скоростью 2 - 3% прироста национального дохода в год, а не 10 - 20%, как вы на то надеялись. Исходя из этого, можно подсчитать, что, прежде чем вы в 2 раза улучшите свой уровень жизни, пройдет 35 лет. И если сегодня СССР в 4 раза беднее западных стран, то вам придется ждать примерно 70 лет, пока вы достигнете нашего сегодняшнего уровня.
Наш долг помочь тем, кому меньше "повезло". Самой лучшей помощью для вас было бы сотрудничество с лучшими фирмами Запада. И вы должны попытаться создать у себя также частные предприятия.
- Но крупные фирмы не хотят с нами сотрудничать.
- Небольшие фирмы, которые сотрудничают в СССР, имеют в своих странах большие проблемы. Внедряясь в вашу экономику, они стремятся получить кредиты. А крупные фирмы с рациональным планированием не хотят рисковать своим капиталам, потому что ваше правительство легко меняет свое настроение. Из-за этого крупные фирмы не могут с уверенностью планировать свою деятельность, опасаются непредсказуемых указов. Будь я миллиардером, я не стал бы вкладывать в ваш рынок деньги, пока ваше правительство не перестало бы заниматься экономикой.
- Что, на ваш взгляд, мешает нам изменить ситуацию?
- Европа развивала свои демократические, экономические инструменты с эпохи Возрождения. У вас же отсутствует многовековая доктрина отношения к труду, организационный опыт и фактор доступа к уже реально существующему капиталу. Вы страна, где лучшие инженеры занимались вооружением и космосом. За это вы и расплачиваетесь.
- Да, но у нас такие ресурсы!
- Запад не интересует, у кого какие ресурсы. Его интересует, сколько стоит тонна руды в порту Роттердама. А откуда она - из Бразилии или из Сибири, - неважно.
- Как вам видится наше ближайшее будущее?
- Сейчас не время проклинать старых врачей, которые брались, но не сумели вашу страну вылечить.
Аморально, когда два лидера вместо того, чтобы "спасать" страну, борются друг с другом, хотя хотят в общем-то одного и того же. Такая неразумная борьба - путь к хаосу в стране, где 30 тыс. ядерных ракет. А это опасно и для самих советских людей и для всего мира.