МОНОЛОГИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА. Что надо крестьянину

   
   

В редакцию пришел народный депутат СССР Н. ЯБЛОНКО, директор совхоза "Черноморский" Темрюкского района Краснодарского края. Благодарил сотрудников за публикацию в N 27 статьи "Как уничтожали национальное достояние". Потом приходил еще несколько раз, делился размышлениями о жизни, путях перестройки, ответственности народного депутата перед избирателями. Из всего записанного мы решили отобрать два монолога.

КАК МУЖИКА РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ ТРЕЗВЕННИКОМ

Я однажды присутствовал при том, как чиновник в крайагропроме составлял отчет в Москву по выполнению постановления. Там были такие графы: было случаев пьянства, стало случаев пьянства, процент снижения. У нас ведь без этого нельзя - или вверх процент, или вниз, в зависимости от того, какой заказ выполняется. Районы подавали данные, к примеру: было случаев - 501, стало - 423 (больше старались указывать цифры нечетные, чтобы было правдоподобней). И вдруг этот товарищ доходит до одного из районов, где "было случаев - 43, стало - 27". Он говорит: "Врут ведь, там же центр самогоноварения. Не может быть, чтобы всего 27". Потом взял и впереди первой цифры поставил "7", а впереди второй - "6". "Вот так, - говорит. - Это уже близко к действительности".

Много у нас в крае было сделано для агитации за самогоноварение. Проезжаю я как-то по Краснодару, вижу - люди стоят. Оказывается, милиция установила два автоприцепа, а на них - конфискованные самогонные аппараты. Для всеобщего обозрения. Народу вокруг полно: кто в блокноты зарисовывает конструкцию, кто фотографирует...

Сколько наш народ миру талантов дал! Кулибин, Ломоносов - да разве перечесть всех! И когда его в один день решили трезвенником сделать, он такие способы изготовления вина в домашних условиях изобрел - куда там! Вот в Москве, к примеру, разработан метод приготовления вина из некондиционного винограда. Его в ванной забраживают. Сибиряки приспособили резиновые перчатки для процесса брожения. Что ж, и дешево, и видно, когда вино готово. А наши соседи, ростовчане, тоже свой вклад внесли. Это они первые придумали, как за 40 минут брагу приготовить - в стиральной машине. И все потому, что подсчитал наш человек, что раз государство продает ему бутылку водки за 10 руб. (и еще достать надо) при себестоимости 27 коп., то лучше он купит за 90 коп. килограмм сахара и получит из него 1,2 литра водки. А вы спрашиваете, откуда в стране дефицит сахара более 2 млн. т.

Сегодня Франция и Италия выращивают в год по 230 - 260 кг винограда в расчете на одного жителя, ФРГ и Болгария - по 140 - 150 кг. Мы же в самые лучшие времена имели чуть больше 20 кг. Большую часть сдавали государству - на вино, и рентабельность составляла от 300 до 3000%. Тут тебе и валюта - только успевай получать. За границей бутылка нашего "Абрау-Дюрсо" стоит 60 долл. (1) в ресторане. Но мы, виноградари, денег этих, конечно, не видели. Государство, имея от нас огромные доходы, нам выделяло немного - чтобы не захирели.

Когда вышел известный Указ, начали нас, директоров совхозов, председателей, вызывать в партийные органы, требовать: раскорчевывайте технические сорта, сажайте столовые. Как могли, мы сопротивлялись, хотя нам угрожали: билет положишь, с работы вылетишь... Только на нас начали действовать иначе: прекратили дотации давать, на которые мы существовали, трижды поднимали цены на технику, удобрения, ядохимикаты. Создали, словом, все условия, чтобы мы поняли: виноград - непартийная культура, зелье, змий, а ты, раз проститься с ним не можешь, - вредитель. Заставили-таки 40% площадей занять под столовые сорта винограда, хотя мы знали заранее, что не будет ни тары, ни специального транспорта. Теперь, угробив последние деньги, мы со слезами на глазах смотрим, как гибнет виноград, который нам некуда деть. А это ведь конечный продукт, за который виноградарь получать должен деньги. Наш совхоз, когда-то высокоприбыльный, сегодня надежно сел на мель. А кто за это ответил? Никто. Эксперимент признан неудачным, а виновника нет.

ЧЕМ ВОЗМУЩЕНЫ ТАМАНЦЫ

На российском съезде выступил наш бывший руководитель и сказал, что поступают, мол, к нему телеграммы, в которых простые таманцы выражают свое возмущение выступлением депутата Собчака. У меня таких сведений нет. Но я знаю другое: простые таманцы, крестьяне, возмущены другим - тем, что ими продолжают управлять по-старому, как бессловесной массой.

Еще совсем недавно боролись у нас в крае с нетрудовыми доходами, летал над станицей вертолет, теплицы рушил, с рынка изгоняли крестьян, когда те приходили продать кусок мяса или крынку молока. Теперь новое веяние - аренда. Агитируют вовсю. А желающих нет почти, повыбили всех. Да и на словах все гладко, а на деле работать чем арендатору? У нас ведь какая техника - трактор К-150 да комбайн "Дон". Остаются - грабли, тяпка, вилы плюс две руки. Вопрос - а можно ли кого-то нанять, чтобы хлеб убрать? - по- прежнему остается открытым. Вот Авалиани на съезде предложил разрешить, так на него сразу накинулись: эксплуатация, не позволим! Мне кажется, что люди, которые так говорят, просто боятся, что крестьянин будет сытым и одетым. Вдруг в таком случае он не захочет производить продукцию и продавать ее. Значит, надо его все время держать в черном теле, чтобы на работу его двигал голодный желудок.

Сегодня крестьяне возмущены не тем, кто и что там сказал в Москве на съезде, а тем, что провозглашена и широко разрекламирована программа "Жилье 2000", а мы не то что новое построить - старое отремонтировать не можем: не дают нам фондов на стройматериалы. Наобещали ссуды тем, кто сам решил дом себе построить. Я разговаривал с главным банкиром страны, и только после этого на край были выделены целевым назначением около 20 млн. руб. - как раз по трояку на каждого.

Встречался я во время предвыборной кампании с избирателями. Выступал сначала другой кандидат в депутаты, обещал, что сократит женщинам рабочий день, а в перспективе - и вовсе их от работы освободит. А я как посмотрел в зал, там - одни женщины, помидоры полоть собрались, а мужиков всего пять, да и те из начальства. И сказал я тогда: "Бабоньки мои милые, никого не слушайте, никто вас не освободит. А если и вы с поля разбежитесь - вымрем мы все. Моя же задача, как депутата - смотреть, чтоб вас никто не обижал и было вам что купить".

Смотрите также: