Последние заявления Запада о его готовности помочь нам в преодолении экономического кризиса вызывают помимо чувства удовлетворения и серьезную тревогу. Как бы новые заемные миллиарды не постигла участь сотен миллиардов отечественных нефте- и прочих долларов, канувших в бездну. И сегодня 5 - 6 млрд. долл. остаются ежегодно омертвленными в неустановленном, гниющем и устаревающим на складах импортном оборудовании.
В ЭТИХ УСЛОВИЯХ западные "займы для перестройки" превратятся в финансовые инъекции, способные только продлить жизнь агонизирующей административно- командной системе, а в конечном итоге еще больше разорят страну.
Другое дело, если иностранные капиталы будут вкладываться непосредственно в советскую экономику. Прежде всего в форме создания совместных и чисто иностранных предприятий. Тут уж ни один доллар не пропадет.
Привлечение частного иностранного капитала обеспечит непрерывный приток в страну передовых технологий и делового опыта, не создавая при этом проблемы задолженности.
Однако именно этот канал сотрудничества фактически перекрыт правительством. Значение иностранного предпринимательства для вывода страны из всеобъемлющего кризиса оно не может или не хочет понять. Указ Президента от 24 июля с. г. ориентирует кооперирующиеся, с иностранными партнерами советские предприятия прежде всего на "наращивание экспортного потенциала". Да и все предыдущие решения правительства за последние 3 года подталкивают СП работать на экспорт. Логика проста: раз рубль не конвертируется, а свою долю прибыли иностранный участник СП вывезти захочет, то разрешаются преимущественно такие СП, которые способны зарабатывать валюту за счет экспорта своей продукции на мировой рынок.
Такой подход ограничивает масштабы иностранных капиталовложений. Далеко не все СП, в том числе даже весьма перспективные, способны "с ходу" начать экспортировать свою продукцию. Кроме того, это условие отпугивает многих иностранных предпринимателей еще и потому, что во многих случаях оно означает конкуренцию на мировом рынке с самими собой.
Еще более серьезный порок совминовского подхода состоит в том, что возведение в абсолют принципа валютной самоокупаемости лишает работы по привлечению иностранного капитала всякой осмысленности, последовательности, ориентации на решение главных социально-экономических задач. О какой продуманной инвестиционной политике может идти речь, если главный критерий правительства - будет ли СП просить у него валюту?
На наш взгляд, СП должны работать на насыщение внутреннего рынка как импортозаменяющие производства. Это приведет к резкому росту объема иностранных капиталовложений и, следовательно, быстрому решению проблемы дефицита по крайней мере на целый ряд товаров. Но как в таком случае обеспечить вывоз прибыли?
Прежде всего вряд ли стоит ожидать бегства прибылей из страны с таким рынком, как наш. Скорее, они в значительной мере будут реинвестироваться. Возможно и прямое включение в соглашение с СП в обмен на какие-либо особые льготы пункта о моратории на вывоз прибыли в течение определенного срока в форме реинвестиций. Таким же образом можно добиться хотя бы частичной валютной самоокупаемости СП.
Что касается вывозимой все же прибыли, то потребная валюта будет выделяться из средств, идущих сегодня на оплату импорта. При одинаковых затратах мы получим куда больше товаров. Ведь в валютном исчислении продукция СП будет намного дешевле импортной, так как значительная часть расходов на ее производство и прибыль советского участника остаются в стране.
Наконец, можно брать займы. Но не "проедать" их, не давать распоряжаться ими нашим бездарным ведомствам, а пускать на оплату прибыли иностранных вкладчиков капитала.
Государству не придется нести этот "валютный крест" до скончания века. Его обязательства перед конкретным СП берутся на определенный срок, продолжительность которого зависит от характера создаваемого производства, его значимости для страны и т. д. Этот срок разбивается на два периода. В течение первого государство гарантирует иностранному инвестору 100-процентное выполнение его обоснованных заявок на перевод прибыли за рубеж. В течение же второго периода валютная квота данного СП постепенно уменьшается и по завершении периода обязательства государства прекращаются.
Понятно, что валюта будет обмениваться на заработанные СП рубли. Для наиболее полезных из них можно было бы предусмотреть льготные курсы обмена.
Смотрите также:
- Внешний долг США достиг 220 млрд. долларов, долг стран СЭВ - менее 79 млрд. 79 миллиардов - это много или мало? →
- ЮГОСЛАВИЯ. КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ →
- СОПОСТАВИМ. КРЕДИТ: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА →