Предполагается сохранить дотации на мясо-молочные продукты. Человек, свобода, рынок

   
   

В "АиФ" поступила программная статья о переходе к рынку за подписью С. Шаталина, Н. Петракова, Г. Явлинского, С. Алексашенко, А. Вавилова, Л. Григорьева, М. Задорнова, В. Мартынова, В. Мащица, А. Михайлова, Б. Федорова, Т. Ярыгиной, Е. Ясина.

Несмотря на то, что она уже опубликована в некоторых газетах, учитывая важность темы, мы знакомим с ее основными положениями наших читателей.

У НАШЕГО общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ, с которыми люди связывают теперь лишь изменения к худшему в своей жизни. Жизнь, к сожалению, научила их с большей готовностью верить в плохое, чем в хорошее. Реализация предлагаемой Программы должна опровергнуть этот печальный опыт.

Длительный период проводилась по сути антинародная политика: богатое государство при бедном народе. Ресурсы бездумно тратились на гигантские и неэффективные проекты, раздувание военной мощи, внешнеполитические авантюры с идеологической подоплекой, хотя все это давно нам не по средствам.

И только тогда, когда все возможности и ресурсы, пожираемые сегодня гигантской государственной машиной, будут повернуты на нужды людей и когда они узнают об этом, только тогда руководство страны вправе обратиться к народу с призывом проявить терпение вынести возможные тяготы во имя будущего своего и своих детей.

Реформа предоставляет гражданам право экономического самоопределения. Никто никому не навязывает род и тип занятий, каждый сам волен выбирать, ориентируясь на свои желания и возможности: стать ли предпринимателем, наемным работником в государственных структурах или менеджером на акционерном предприятии, заняться индивидуальной трудовой деятельностью или стать членом кооператива.

Созданная у нас система экономических отношений и управления народнохозяйственным комплексом повинна в том, что в богатейшей стране трудолюбивый народ живет на уровне, совершенно не соответствующем богатству территории, его таланту и усилиям. Люди живут хуже, чем работают, потому что они либо делают не то, что нужно им самим, либо то, что ими делается, теряется или не используется.

Именно в возвращении собственности народу проявится в первую очередь социальная ориентация экономики. Это не акт реванша, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны, уже накопленном, и в том, что будет создано в будущем. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не напоминать коллективизацию наоборот.

Человек, имеющий собственный дом и земельный участок, которые он всегда может передать или оставить своим детям, человек, владеющий акциями или иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества, социальном и национальном согласии. И, наоборот, наш печальный опыт показывает, сколь опасным для общества, для его нормальной жизни и развития является человек, которому нечего терять.

Программа предоставляет равные шансы всем. Однако это равенство шансов не должно восприниматься как зеркальное отражение уравниловки.

Принципиально важным является то, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Собственность необходимо заработать, ибо в даровое имущество человек плохо верит и мало ценит. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и оно может быть предоставлено им бесплатно или за символическую плату.

* Должна быть проведена инвентаризация национального богатства страны, в первую очередь золотовалютных резервов, стратегических запасов, имущества общественных организаций, незавершенного строительства, имущества Вооруженных Сил и некоторых других видов госимущества (легковой автотранспорт, госдачи и пр.).

* Местные Советы (районные и городские) проводят инвентаризацию нежилых помещений, замораживают большую часть производственных строек, оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий: мастерских, магазинов, ателье, киосков. Программа нацелена на то, чтобы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности. Перенесением значительной части спроса на эти цели удастся избежать и существенного роста цен при их поэтапном "освобождении".

* Параллельно идет расширение отвода земли под садово-огородные товарищества с реализацией участков за плату. При этом реализация уже отведенных участков до определенных размеров производится за умеренную плату, сверх установленных размеров - за полную рыночную стоимость.

Государство создает такую хозяйственную среду, которая будет способствовать развитию инициативы и предприимчивости, поддержит льготными налогами и кредитами в конкуренции с крупными предприятиями.

* Программа исходит из того, что мелкое предпринимательство поможет обществу повернуть производство на удовлетворение потребностей каждого конкретного человека, для борьбы с диктатом монополистов, для быстрого освоения новых научно-технических идей.

Открытие внутреннего рынка заставит отечественных предпринимателей конкурировать с дешевыми импортными товарами, как внутри страны, так и за рубежом, что придаст нашему хозяйству динамичность и гибкость в удовлетворении потребностей рынка, а значит, и потребителя.

Отечественный потребительский рынок на сегодня оказался практически полностью разрушенным, а наши потребители, то есть все мы, соответственно, бесправными. Граждане великой державы оказались заложниками пустых магазинов, практически попав под власть монополистов товаропроизводителей и монополистов товарораспределителей.

* Реформа направлена на нормализацию состояния потребительского рынка, путем либерализации ценообразования. А в переходный период путем формирования товарных резервов, в том числе за счет поставок по импорту с учетом предстоящего поэтапного перехода к свободным ценам на многие виды товаров.

* Вводится свободный курс купли-продажи валюты, разворачивается валютный рынок. Ряд крупных банков получит право торговли валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешено свободно хранить валюту в банках.

Существует мнение, что переход к рынку невозможен без административного повышения цен.

* Программа позволяет начать такой переход без централизованного повышения цен. Рынок знает рост и падение цен, а вот административная система меняет их только со знаком плюс.

Конечно, нет гарантии, что и свободные рыночные цены сразу же станут справедливыми, но рынок их рано или поздно устанавливает, а административный контроль и централизованное управление ими - никогда.

* Широкая дифференциация цен на товары в зависимости от их сорта сочетается с низкими ценами на круг товаров первой необходимости с поэтапным увеличением доли свободных цен по мере реализации мероприятий по финансовой стабилизации экономики. При продаже высококачественных продуктов на первых порах может взиматься специальный налог для поддержания низких цен на имеющиеся в продаже продукты массового спроса.

Переход к свободным ценам будет осуществляться поэтапно, начиная с тех товаров, которые не входят в число предметов потребления первой необходимости и приобретаются в основном слоями населения с высокими доходами. Тем самым тяжесть роста цен ляжет в первую очередь именно на них.

Десятилетиями сохраняются неизменными многие выплаты из общественных фондов потребления, не пересматривается уровень минимальной заработной платы. В многолетних интервалах между пересмотрами они полностью утрачивают способность отвечать своему первоначальному предназначению. Более того, низкий уровень доходов больших групп населения закрепляет неразвитые нищенские потребности.

Рынок не только либерализирует экономические процессы, но и создает механизмы, позволяющие регулировать изменения в уровне жизни. К ним относится индексация денежных доходов, регулярный пересмотр уровней доходов в соответствии с динамикой минимального потребительского бюджета, система социального вспомоществования лицам, оказавшимся за чертой бедности.

За переход к рынку не обязательно расплачиваться прямым замораживанием доходов, как это нередко представляют и противники, и сторонники рыночной экономики. Программа предусматривает восстановление действительной зависимости заработка от результата собственного труда с обязательным, хотя и постепенным ростом его реального наполнения.

* Все большую роль в составе доходов населения будут играть доходы от собственности: получение более высоких, чем теперь, процентов по вкладам в банках и по облигациям государственных ценных бумаг, получение доходов от акций.

Структурная перестройка потребует усилий и неизбежно временных жертв, но это не вина рынка, а результат его отсутствия. Однако без такой структурной перестройки в принципе невозможно добиться сколько-нибудь существенного роста уровня жизни. Конечно, закрытие и переналаживание многих производств потребует временного высвобождения, переобучения большого числа людей. Тем самым будет формироваться новая, более эффективная структура занятости, сократятся тяжелые и вредные участки производства, ручной труд.

* Намечается реорганизация службы трудоустройства и введение выплат пособий тем, кто по какой-либо причине ищет новую работу. Во время поисков работы с активным участием в этом государственных служб люди могут участвовать в общественных работах: строительстве дорог, домов, причем в первую очередь для себя. Желающие смогут получить участок земли и обрабатывать его.

Практически уже с самого начала осуществления Программы предприятия получают возможность поменять владельца: либо путем приватизации (главным образом, для мелких и средних), либо преобразованием в акционерные общества (преимущественно для средних и крупных). Они смогут по своему усмотрению решить вопрос о найме высококвалифицированных управляющих по контракту.

* В целях поддержания экономической стабильности сложившиеся хозяйственные связи будут, очевидно, заморожены до июля 1991 года. Однако вслед за этим предприятия получат право самостоятельно определять номенклатуру и объем производства, потребителей и поставщиков, организовывать свободный сбыт продукции по всей стране.

Предприятия выйдут из системы отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальные связи со своими партнерами. Они смогут также приобретать на оптовом рынке материальные ресурсы, в том числе объекты незавершенного строительства и т. п., свободно реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иного имущества, сдавать в аренду свои основные фонды.

* Обретая новые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должны учитывать, что Программа предполагает для них жесткие ограничения: повышение платы за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижение государственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок, иностранная конкуренция. Осознание этих реалий поможет предприятиям лучше распорядиться обретаемой свободой.

Права на экономический суверенитет республик обеспечиваются на основе Договора об Экономическом Союзе суверенных государств и ряда соглашений, его дополняющих. Предполагается также заключение соглашений о межреспубликанских поставках, о поставках для общесоюзных нужд, а также о механизмах поддержания хозяйственных связей в переходный период.

* Главный тезис во взаимоотношениях республик и центра состоит в том, что никто никем не руководит и не командует. Вся Программа исходит из уважения к принятым республиками декларациям о суверенитете. Экономическую реформу невозможно провести на основе распоряжений из центра, какими бы верными они ни были.

Реализуя свои права на экономический суверенитет, народы получат возможность самостоятельно распоряжаться национальным богатством своих республик, не допускать бессмысленной растраты ресурсов, сохранить для следующих поколений природу, богатства недр. Республиканские правительства теперь несут ответственность за развитие своих территорий и, соответственно, берут на себя большую часть полномочий по управлению экономикой.

В республиках будет определяться уровень основных налогов, формы и способы приватизации, регулироваться цены на большинство товаров. Каждая республика сама найдет пути к земельной и жилищной реформам, их правительства выработают свою систему социальных гарантий, самостоятельно формируют республиканские бюджеты. Союзу передаются средства на финансирование только тех программ, в которых народы действительно заинтересованы.

Многие виды имущества по договоренности всех республик должны остаться в общесоюзной собственности.

Экономическая интеграция необходима, но она должна строиться не на унитаризме и диктате центра, а на добровольности, взаимовыгодности и равноправном партнерстве. Вступая в Экономический Союз, суверенные республики договариваются об общих принципах экономической политики, о развитии единого рынка и согласованном проведении реформы.

Наше общество имеет безусловное право жить лучше уже сегодня, а не в отдаленном завтра, и предлагаемая Программа перехода к рыночной экономике нацелена на возможно более полную реализацию этого права.

Смотрите также: