Примерное время чтения: 6 минут
358

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. Механизм стимулирования труда

На вопросы наших читателей продолжает отвечать доктор экономических наук, профессор Г. ХРОМУШИН.

* * *

Целесообразно ли было продлить нэп на неопределенно долгое время, используя его как "хозрасчетный социализм"? Что из прошлого нэпа годится в сегодняшней перестройке?

Е. Жарский, Киев

ЧТО БЫЛО БЫ, если бы мы продлили нэп, - относится к области многовариантных догадок, не поддающихся практической проверке. Управлять в прошедшем времени нельзя. К тому же понятия "нэп" и "хозрасчетный социализм" несовместимы, ибо нэп - это политика переходного периода, когда лицом к лицу стоят старые частнособственнические и молодые социалистические начала. Тем более не может быть речи о возвращении к нэпу сейчас, когда социализм стал всеобщей формой общественной жизни. Суть дела в ином. В условиях нэпа продолжал использоваться механизм принуждения к труду "голодом стадии вещной зависимости": социализм искал свой механизм побуждения к высококачественному и эффективному труду. В. И. Ленин, обобщая опыт этой борьбы, развил идею хозрасчета, важным, по существу связующим звеном которого выступило сочетание материальных и моральных стимулов к труду. Но механизм этого сочетания по различным причинам так и не создан окончательно. И важнейший момент перестройки заключается в отработке и создании такого механизма стимулирования труда при социализме.

* * *

Из каких практических мероприятий складывается антизатратный механизм в экономике? И могут ли нормативы, которые по сути есть администрирование, быть отнесены к этим мероприятиям?

И. Октроше, Калининград

ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ моментов научно обоснованных экономических нормативов заключается в том, что реализация заложенных в них требований невозможна без постоянного обновления технического уровня производства, выхода на передовые рубежи ради удовлетворения требований потребителя. В этом принципиальное отличие нормативного планирования от административного.

Конечно, установление экономических нормативов может быть прерогативой только центральных органов, иначе исчезла бы их планово-организующая роль. Основная группа нормативов - расходования сырья, энергии на такой-то конечный результат, распределения прибыли между бюджетом и предприятием, отчисления из прибыли в фонды - может работать только в том случае, если нормативы научно обоснованы, т. е. отражают требования научно - технического прогресса, стабильны и не подлежат различным волевым корректировкам.

Но стабильность не может быть простой неизменностью. Стабильность исключает непредсказуемые волюнтаристские вмешательства и пересмотры, но вместе с тем предполагает, что определенная часть нормативов должна отражать движение спроса, быстрое изменение техники и технологии, качества продукции, а, следовательно, гибко регулироваться в соответствии с меняющимися запросами. Сложнейшая работа по внедрению в жизнь работающих экономических нормативов не может быть проведена самими предприятиями и ведомствами. Здесь необходим централизованный подход, т. е. коренная реформа действующей системы централизованного планирования, резкого повышения его научного уровня.

Из координатора и согласователя объемов и материальных потоков Госплан превращается в подлинно научный штаб руководства народным хозяйством. Тем самым вместо команд и директив централизованное плановое руководство в условиях полного хозрасчета предприятий будет использовать такие мощные экономические рычаги, как нормативы, цена, государственные заказы. Выход на новые рубежи, определяемые уровнем развития производительных сил, сейчас - жизненная необходимость для социализма, когда экстенсивные источники роста практически исчерпаны.

* * *

О каком техническом прогрессе думать руководителю предприятия, если райком его "давит" за поголовье свиней в подсобном хозяйстве, райисполком - за плохое состояние жилья, профсоюз - за профилакторий? А может, отдать им все эти вопросы, а предприятию предоставить возможность заниматься тем, для чего оно создано?

Рожнов, Москва

НАРАЩИВАНИЕ объемов, оценка деятельности предприятий по объемным показателям, т. е. экстенсивное развитие под управлением административной системы, базируется исключительно на фондируемом распределении материальных и иных ресурсов. При неизбежном дефиците и волевом перераспределении фондов никто не уверен в завтрашнем дне, отчего и возникла практика не только накапливания сверхнормативных ресурсов, но и обзаведения собственным хозяйством. О какой уж специализации и производительности здесь говорить?! А если приплюсовать отвлечение рабочей силы на "помощь селу", овощные базы и прочее, то картина становится еще сложнее. Конечно, правы читатели, ставящие вопрос о том, что каждый должен заниматься своим делом: райисполком - социальными вопросами, сельское хозяйство - выращиванием и сбором урожая, промышленные предприятия - выпуском нужной потребителю высококачественной продукции, для чего необходимо неустанно заниматься техническим прогрессом. Ну а чтобы продукция была качественной, необходима четкая специализация производств, их кооперирование на этой основе, действующая система договорных связей, состязательности, борьбы за потребителя, взаимной на всех уровнях материальной ответственности. Именно такие деловые отношения и подстегиваются процессом перестройки.

* * *

Есть ли в условиях самофинансирования различие между прибавочным продуктом и прибавочной стоимостью? Что будет пониматься под деньгами и товаром?

Захаров, Москва

ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ, как известно, существует в любом обществе, прибавочная стоимость - абстрактная категория, выявляющая суть капиталистической эксплуатации. Существует она лишь в условиях господства капитала - частнособственнических отношений. У нас же даже при самофинансировании предприятие не является капиталом в руках одного или группы частных собственников и выступает как обособленное, но звено в единой общенародной кооперации труда.

Товар же всегда остается товаром, если продукт производится не для собственного потребления, а на рынок. Ну а раз есть рынок, неизбежен всеобщий эквивалент - деньги, ибо до сих пор человечество не нашло иного соизмерителя принципиально различных полезностей, стоимостей, кроме денег. Все проекты и практика прямого продуктообмена ничем, кроме реакционных иллюзий или хозяйственного провала, не кончались.

* * *

Может ли кончиться перестройка и не придет ли ей на смену застой, а после застоя - опять перестройка? Нет ли здесь закономерности?

А. Самсонов, Москва

ПЕРЕСТРОЙКА только в начале своего пути, и за нее ведется нелегкая борьба. Возврат к административному управлению будет означать продолжение если не застоя, то топтания на месте. О сменах здесь вопрос не встанет. Перестройка экономической жизни неизбежно обеспечит прогрессивное продвижение вперед. Насколько же беспрерывным или прерывистым этот прогресс окажется, покажет будущее, и любые прогнозы на этот счет, а их немало, носят предположительный характер.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно