На вопросы нашего корреспондента отвечает народный депутат СССР и РСФСР Г. СТАРОВОЙТОВА.
- Из недавней публикации в "Правде" и "Советской России", в статье за подписью В. Петруни многие читатели узнали о стремлении демократических сил якобы физически уничтожить инакомыслящих. Насколько мне известно, вы подаете на печатный орган и автора в суд, поскольку в статье упоминается и ваше имя?
- Обычно я не считаю нужным отвечать клеветникам. Некогда. Но здесь я, по сути дела, обвиняюсь в уголовном преступлении в центральном органе правящей партии.
- Как вы относитесь к тезису "бей коммунистов!"?
- Эта тема - насилие, помноженное на антикоммунизм, становится актуальной для нашего общества. Мы видели печальный опыт стран Восточной Европы. В некоторых из них компартию пытаются поставить вне закона, пытаются преследовать за бывшее членство в компартиях.
"Международная амнистия" переполнена заявлениями от бывших коммунистов с просьбой о защите. Я надеюсь, наша страна не пойдет по этому негуманному пути. Коммунисты и сотрудники КГБ будут жить среди нас, их миллионы, и они не улетят на Марс. Мы должны найти новую форму сосуществования.
- Что вас волнует, беспокоит, а может, радует?
- Поводов для радости сейчас мало. Волнует же недостаточная консолидированность демократических сил на фоне тихо зреющего государственного переворота. А также экономические трудности, способствующие политической нестабильности.
- Как вы относитесь к возможности скорейшего подписания Союзного договора?
- Парламентская оппозиция во главе с А. Сахаровым более года назад призывала заключить новый Союзный договор. Но все хорошо в свое время. Думаю, что сейчас форсировать эту тему было бы тактической ошибкой. Сегодня во главе угла - экономика. Политические отношения между республиками как суверенными государствами должны сложиться позднее, на основе экономической кооперации.
- Как вы думаете, если бы здесь собрались сейчас представители союзных республик для подписания Союзного договора - кого бы мы не увидели?
- Я думаю, что не было бы прибалтийских государств, под сомнением - Молдова и Грузия.
- В таком случае форсированное подписание договора станет концом СССР?
- Да. К тому же я не знаю, как поведет себя парламент Азербайджана, да и Армения наметила путь к дальнейшей суверенизации. Так что, подписывая сегодня договор, мы вынуждены были бы изменить государственную границу СССР.
- Какова ситуация в Армении?
- Я недавно приехала оттуда. Вы знаете, бывает такая ситуация, когда вокруг смерч и вихрь, а в его середине - полное спокойствие. Вот так я бы описала ситуацию в Армении. Здесь нас пугают армянскими боевиками, а там - идет относительно нормальная жизнь и в отличие от Москвы яйца продаются по госцене. Армянский народ нормально работает и доверяет своему новому руководству.
Дестабилизирующим фактором остается Карабах, где введены драконовские меры. Недавно там были арестованы два народных депутата Армении без санкции Верховного Совета. Не случайно из Карабаха прогнали депутатов Европарламента, которых интересовало положение с правами человека в этой автономии.
- А как относятся в Армении к программе "500 дней"?
- К ней осторожно присматриваются, изучают.
- То есть перспективы ее принятия неопределенны?
- Сегодня от нее отказался и союзный парламент, не проведя программу стабилизации и склоняясь к правительственному варианту.
- Как вы оцениваете выступление украинского студенчества?
- Студенты требовали отставки предсовмина Украины и роспуска нынешнего состава Верховного Совета Украины.
Украинскому народу виднее - отвечает ли парламент его требованиям. Но Украина - это огромная страна, которая делится по крайней мере на 4 или 5 экономических и историко-культурных провинций или областей. Даже Западная Украина, настроенная более радикально, распадается на 2 зоны. Одна ориентирована традиционно на Польшу, другая - на Австро-Венгрию. Кроме того, есть русскоязычный промышленный Восток. Центр ее тоже делится на 2 области, не говоря уже о специфике Крыма. Поэтому, если сегодня на Украине будет проведен референдум, его результаты, скорее всего, будут различаться в разных частях республики.
- Не считаете ли вы, что голодовка студентов - это своеобразное "сумасшествие"?
- Я думаю, что сегодня этот шаг крайний и эмоциональный. Референдум, быть может, не даст однозначного результата. Кроме того, процесс смены парламента требует времени большего, чем может выдержать человеческий организм в процессе голодовки.
- Как вы расцениваете тот факт, что молодежь во многих республиках, по крайней мере в России, достаточно пассивна?
- Да, я сужу и по своему 20-летнему сыну, который говорит, что "зря вы там гробите свое здоровье. На этом витке истории демократия не победит...".
Да, в целом молодежь у нас отстранена от политики. Думаю, на ней сказывается многолетний прессинг. В частности, со стороны Минобороны - студенчество не может проявлять инакомыслия. Иначе юноши могут быть исключены из вуза и пойти в армию.
Кроме того, молодежная субкультура оторвана сегодня от культуры взрослых. Скажем, на февральском митинге в Москве колонна студентов составляла не более 200 человек среди нескольких сот тысяч.
В то же время все "нежные" революции в странах Восточной Европы и кровавая в Румынии имели социальной базой студенчество. У нас совсем наоборот - революция сорокалетних.
- Существует мнение, что межрегиональная депутатская группа (МДГ) себя изжила...
- Я не могу с этим согласиться. С одной стороны, наши союзные мандаты очень быстро устаревают. Сам Съезд устарел, и, может быть, депутаты МДГ уже выполнили свою историческую миссию.
С другой стороны, многие депутаты взяли на себя груз очень тяжелой ответственности. В. Логунов, М. Полторанин, Г. Попов, А. Собчак, С. Станкевич, Н. Федоров, А. Щелканов - все это чрезвычайно занятые люди. Мы почти не успеваем обсуждать детально наши позиции. Но за последнее время между нами сложился такой уровень взаимопонимания, что, идя к трибуне, нам достаточно иногда обменяться взглядами, и мы уже знаем, что тот, кто прорвется к трибуне, тот скажет за всех. Скажет то, что нужно.
И обратите внимание на третью сессию Верховного Совета СССР. За исключением таких важных пунктов, как парламентское расследование деятельности КГБ, эмиссия денежных знаков и расходование золотого запаса - прошла именно наша повестка. Кстати, когда мы выходим на трибуну, нас слушают. Часто недоброжелательно, но всегда очень внимательно.
- Несмотря на возникновение большого числа новых партий, курс страны, по-видимому, определяют национальные движения?
- Они действительно выходят на первый план, но я не думаю, что эти тенденции противоречат друг другу.
По всей видимости, некоторые партии станут транснациональными. Другие - ограничатся пределами своих республик.
Смотрите также:
- ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. Е. Лигачев: "Как всегда, не хватает времени" →
- ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ. "Все равно альтернативы нет" →
- Оценку дают депутаты →