А КАК У НИХ? С ветерком по Канзас-Сити

   
   

По общему признанию, служба такси - или, говоря формально, "перевозка пассажиров легковыми таксомоторами" - в наших городах далека от совершенства. Меры по ее улучшению (разрешение частного извоза и т. п.) не принесли на сегодня ощутимых результатов. Может быть, стоило бы внимательнее изучить опыт других стран, например США, где в этой области достигнуто оптимальное сочетание частной предприимчивости и государственного регулирования. Наш корреспондент Б. СТАНИШНЕВ побывал в Канзас-Сити - городе с полуторамиллионным населением, расположенном на границе штатов Канзас и Миссури.

ТАКСИ в Канзас-Сити, как правило, заказывают по телефону. Даже если человек находится на улице, выходить на проезжую часть с поднятой рукой (так, как это делается у нас) не принято. Да это и не нужно: можно зайти в ближайшую телефонную будку, открыть лежащий там справочник, опустить 25-центовую монетку (выполняющую роль нашей "двушки") и набрать телефон любой таксомоторной компании. Такси прибудет не позднее чем через 15 минут в любое время суток.

КТО И КАК КРУТИТ БАРАНКУ?

Подробно ознакомиться с работой такси в Канзас-Сити мне помог У. Джордж, президент крупнейшей в городе автотранспортной корпорации "Метрополитен транспортейшн сервисная". Его корпорация включает в себя 5 таксомоторных компаний с парком в 350 легковых автомашин.

Стоянок такси, обозначенных специальными знаками, в Канзас-Сити нет. Однако вся территория города на карте в диспетчерских разделена на несколько десятков условных зон.

Все машины радиофицированы. Высадив пассажира, каждый таксист по радио сообщает о своем местонахождении диспетчеру и остается в машине, ожидая указаний. Диспетчер, приняв вызов, посылает клиенту машину из ближайшей зоны.

Плата за проезд складывается из платы за посадку (в размере 1,3 долл.) и оплаты по счетчику (от 1 до 1,7 долл. За 1 милю в зависимости от типа автомашины и конкретной компании). Счетчик отсчитывает только мили пробега, но в то же время на нем постоянно горят цифры, указывающие расценки.

Пассажиры часто дают чаевые - 10 - 15% от конечной суммы. Однако исключена возможность назначения печально известных у нас "договорных цен". В салоне каждой автомашины висит табличка с телефоном компании и предложением к пассажирам немедленно сообщать о всех случаях вымогательств со стороны водителей. Любители поборов рискуют потерять работу.

Система оплаты труда таксистов построена следующим образом. В среднем за смену (12 часов) таксист зарабатывает от 120 до 300 долл. Поскольку он, по сути, арендует автомашину у компании, из этой суммы уходит 40 - 45 долл. за аренду, а также 15 долл. за бензин. Все, что заработано свыше этой суммы, принадлежит таксисту.

Негативная сторона, свойственная, впрочем, не только Америке, - нападения на таксистов с целью грабежа. Однако в Канзас-Сити случаев нападений значительно меньше, чем в крупных городах на побережье. Поэтому считается, что здесь, в отличие, скажем, от Нью-Йорка, нет необходимости отгораживать водителя от пассажира пуленепробиваемой перегородкой.

Стать таксистом в Америке сейчас несложно. Поскольку водительские права в США имеет практически каждый, таксомоторной компании достаточно провести трех- пятидневные занятия с группой кандидатов в таксисты, а затем они всей группой отправляются в полицию получать лицензию.

Важный момент - медицинское освидетельствование. Хотя в США отсутствует "предрейсовый осмотр" (включая проверку на алкоголь), раз в несколько месяцев каждый водитель сдает анализы, позволяющие выявить наркоманов.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СТИХИИ РЫНКА

По словам У. Джорджа, в прошлом власти гораздо активнее вмешивались в таксомоторный бизнес. Лицензию на открытие собственного "дела" или даже на работу таксистом получить было намного сложнее, что открывало простор для коррупции. Но несколько лет назад большинство ограничений было снято. Теперь контроль "сверху" по сути, сводится к налогообложению и контролю за дорожной безопасностью (куда относят и здоровье водителя).

Либерализация повлекла за собой рост цен на перевозки. Причина, по мнению Джорджа, в том, что мгновенно возникшие мелкие таксомоторные компании стремятся "удержаться на плаву" за счет завышенных тарифов. Однако, в конечном счете, компании, объединенные в "Метрополитэна транспортейшн сервисиз", вытеснят конкурентов за счет лучшего и более дешевого обслуживания пассажиров, считает Джордж.

Напрашивается вывод, что, став монополистом, корпорация сможет бесконтрольно повышать цены. Однако, по словам Джорджа, монополизация в такой степени невозможна в современной Америке. Значительное повышение платы за услуги таксомоторов сразу же вызовет отток пассажиров от такси к автобусам, а компания У. Джорджа отнюдь не собирается "кормить конкурентов".

Канзас-Сити - Москва.

Смотрите также: