В СССР РАБОТАЕТ 80 ТЫС. АВТОБУСОВ "ИКАРУС". Нефтепомидоры

   
   

О нынешнем состоянии торговых отношений между Советским Союзом и государствами Восточной Европы корреспондент "Аиф" Ю. Сигов беседует с начальником главного Управления восточноевропейских стран Министерства внешних экономических связей СССР Р. Пископпелем.

- С 1 января 1991 г. СССР в своих торговых отношениях со странами Восточной Европы перешел на расчеты в свободно конвертируемой валюте (СКВ). С начала нынешнего года товары из стран Восточной Европы абсолютно исчезли с прилавков наших магазинов. Чем это вызвано?

- Напомню, что на государства Восточной Европы, приходится около 50% внешнеторгового оборота Советского Союза. Проблемы наших торговых отношений с бывшими соцстранами начались еще в 1987. г. и продолжают углубляться. Раньше торговало государство с государством, и предприятия абсолютно не были заинтересованы в поставках своей продукции на экспорт. Теперь же, расчеты решено вести в СКВ, но поскольку ее нет ни у одних, ни у других, то и сама торговля приостановилась.

- Раньше было принято считать, что соцстраны продавали нам те товары, которые самим не нужны и Запад не берёт. Мы же за "братский ширпотреб" традиционно расплачивались топливом...

- Разговоры о том, что нам из соцстран якобы подсовывали "барахло", абсолютно несостоятельны. Не забывайте, что рынок соцстран был изолирован от мирового и развивался самостоятельно. Что на нем производили, то и продавали. Да, чешские туфли, болгарские тельферы или венгерские автобусы могут быть хуже тех, что производят в Западной Европе. Но они куда лучше наших собственных изделий, К тому же и мы гнали в Восточную Европу машины и оборудование, которые ни одна западная страна, ни за что бы не купила.

- Одно время из наших магазинах висели польские костюмы не высшего качества, и даже наш неизбалованный покупатель их не брал. Но сейчас и они исчезли с витрин. Польша перестала нам их поставлять?

- Польские костюмы - не такой уж бросовый товар, как вам кажется. Они успешно продаются на рынках, скажем, Англии и Франции.

Дело в том, что у нас очень мало валюты, поэтому правительство решило все валютные резервы бросить на закупку запчастей, медикаментов и продуктов питания. К примеру, по дорогам СССР ездят 80 тыс. "Икарусов", на закупку только запчастей к которым мы тратим ежегодно 250 млн. инв. руб. Такая же ситуация с трамваями и тепловозами из ЧехоСловакии. Если мы не расплатимся за эти запчасти валютой, то у нас просто встанет транспорт.

Что же касается одежды, обуви и ширпотреба, то их импорт из стран Восточной Европы мы вынуждены были резко сократить. Он составляет лишь 10% от закупок прошлого года.

- Сейчас многие предприятия имеют возможность напрямую торговать с партнерами из бывших соцстран. Если ни у них, ни у нас нет валюты, то, может быть, наладить связи по бартерным сделкам?

- Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Сейчас в распоряжении союзного правительства остается лишь 1/3 валютных резервов на централизованные закупки, а остальная часть их идет в распоряжение предприятий и на обслуживание государственных долгов. Но как предприятия распоряжаются своими деньгами? Практически мало кто закупает на валюту но вое оборудование, станки, технологии. Зато большие деньги тратятся на покупку видеоаппаратуры, магнитофонов, парфюмерии для сотрудников. А уж директор "экспортного" предприятия у нас зачастую считает делом чести ездить непременно на "Тоёте" или "Мерседесе". Закупки легковых автомашин зарубежных марок за год увеличились в 40 раз. Разумеется, каждому предприятию виднее, на что расходовать заработанную валюту, но надо ведь думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем.

- Несмотря на переход с 1 января на расчеты с соцстранами в СКВ, мы по-прежнему за те же запчасти к "Икарусам" расплачиваемся нефтью и нефтепродуктами. Сколько же еще будет продолжаться такая, с позволения сказать, "выгодная торговля"?

- Как известно, экспортные ресурсы нефти в СССР сократились в 2 раза по сравнению с 1989 г., и соответственно сократился и ее экспорт. Однако даже при отсутствии СКВ у наших партнеров мы готовы поставлять им нефть в обмен, скажем, на нефтяное оборудование и трубы (так идет торговля, к примеру, с Румынией). В то же время, у Болгарии нет СКВ, а предлагает она нам в обмен на нефть продовольственные и химические товары.

- А как ведется сейчас торговля по контрактам, заключенным с бывшей ГДР?

- ГДР была нашим главным торговым партнером в Восточной Европе. По взаимной договоренности с нынешним правительством ФРГ все старые контракты бывшей ГДР были выполнены к 1 февраля с. г. Сейчас же ФРГ приняла систему льгот по отношению к тем советским предприятиям, которые по кооперации были раньше связаны с партнерами из Восточной Германии.

- Нормализуются ли наши торговые отношения с бывшими "братьями по соцлагерю"?

- Прежде всего надо понять, что ни нам, ни им друг от друга никуда не деться. Исторически так сложилось, они наши ближайшие соседи. Пора переходить к подлинной рыночной коммерции. Уже сейчас нам удалось наладить многие направления торговли с партнерами в Восточной Европе - это касается в первую очередь медикаментов, продуктов питания и запчастей к транспортным средствам. Думаю, что в самом ближайшем будущем наладится торговля и по другим направлениям. Многое здесь, правда, будет зависеть не только от МВЭС, но и от самих предприятий, которые должны активнее развивать прямые связи с зарубежными партнерами.

Смотрите также: