Мы платим очень много налогов, в Америке платят меньше. Почему депутаты допускают такое положение.
Е. Извинская, Кишинев
Налоги - это обязательные, безвозмездные платежи юридических и физических лиц в госбюджет. Размер налогового платежа определяется в зависимости от размера доходов, объема потребления или имущества, находящегося в собственности плательщика.
Источником платежа, как правило, выступает его доход. В конечном итоге все бремя налогов ложится на население.
В человеческой истории еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов (иных источников дохода у государства нет). Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
* Сегодня наиболее распространенными видами налогов в мире являются налоги на личные доходы; на прибыль предприятий, на имущество, на потребление (налог с оборота, акцизы на добавочную стоимость); платежи на социальное страхование (они относятся к налогам по методологии Международного валютного фонда). Этим список налогов не ограничивается, в каждой стране существует широкий веер применяемых налогов. Общее их число варьируется от 10 до 30, причем количество налогов частично зависит и от количества уровней власти в стране.
В СССР налоговая система находится пока что в стадии становления, но основные виды налогов (кроме налога на имущество) уже имеются. Правда, соотношение между ними у нас заметно отличается от развитых стран.
Доля отдельных видов налогов в общей сумме налоговых поступлений в разных странах (%, 1988 г.)
Бросается в глаза, что доля налогов, взимаемых непосредственно с населения, у нас гораздо ниже, чем в других странах. Но при нашем сверхнизком уровне зарплаты население вряд ли способно платить больше. Зато доля налогов с предприятий намного выше. С точки зрения теории, это плохо, так как существует сильная опасность двойного налогообложения одних и тех же доходов.
"ТАЙНЫ" БЮДЖЕТА
В качестве наиболее общего показателя может выступать сравнение всех налоговых поступлений с величиной валового национального продукта (ВНП).
Совокупные налоговые поступления как доля от ВНП в разных странах
Судя по ВНП, налоговое бремя в нашей стране явно чрезмерно по сравнению с другими странами. Но вместе с тем собираемых налоговых поступлений нашему государству явно не хватает. Свидетельством тому служит гигантский (по мировым меркам) дефицит бюджета, который за последние 3 года составлял от 8 до 11% ВНП. Это означает, что расходы нашего государства превышают его доходы, и для покрытия недостатка средств правительством используется наихудший изо всех возможных экономических инструментов (налогов) - эмиссия. Эмиссия, или выпуск денег в обращение, приводит к переполнению экономики денежными средствами, развитию инфляции, и, как следствие этого, в рыночной экономике растут цены, а в плановой - обостряется дефицит.
Итак, налогов мы платим, много, но нам их не хватает на наши расходы. На какие же цели расходуются средства бюджета?
* Мы расходуем колоссальные средства на оборону, вновь планируем новые инвестиции за счет бюджетов всех уровней, в дополнение к примерно 100 млрд. руб., полученным агрокомплексом в 1990 г., добавляем все новые, но теперь из республиканских бюджетов. Но более важным, на наш взгляд, является тот факт, что 67,5% расходов бюджета в 1990 г. носили социальный характер, в том числе 40% представляют непосредственный источник доходов населения (пенсии, пособия, стипендии, зарплата).
Таким образом, основную нагрузку на наш бюджет дают различные социальные программы, дотации к ценам и прочие рас ходы, связанные с бесплатным или льготным распределением товаров и услуг.
В отличие от американских семей, две трети из которых больше дают государству, нежели получают от него, подавляющее большинство советских семей больше получает. Понятно, что в этих условиях Советское государство может изыскать недостающие средства только за счет налогообложения предприятий, что оно и делает. Следовательно, предприятия не доплачивают зарплату, но государство дает нам больше "бесплатных" благ.
МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВЫЙ ПРЕСС?
Да, и многие страны идут по этому пути. В течение 80-х годов практически все развитые страны Запада провели у себя налоговые реформы, и одной из основных их целей было снижение налоговых ставок при обложении как личных доходов, так и прибыли предприятий. Однако парламентарии других стран не допускали снижения налоговых поступлений в результате реформ, сохраняя их неизменными за счет ликвидации налоговых льгот и расширения налоговой базы.
Характерной чертой последних лет является пренебрежение к вопросам финансовой политики, недооценка роли денег в экономике СССР. Одним поднятием руки союзные депутаты понизили ставку налога для предприятий с 55 до 45%, а российские - с 45 до 38%, не только не уменьшив, а, наоборот, увеличив объемы социальных программ.
В этом году в СССР может сложиться уникальная экономическая ситуация: сумма расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов (стабилизационного, пенсионного, дорожного и пр.) вплотную приблизится к объему национального дохода. А это означает, что мы попытаемся перераспределить все, что общество произведет за год. (Для сведения: в 1989 г. это соотношение было - около 74%, а это значит, что уровень "командности" нашей экономики не понизился, а возрос до невиданных высот).
Ставки налогов все же снизить можно, хотя сделать это быстро тоже не удастся. Нашему обществу следует отказаться от мысли, что государство обязано содержать всех, отказаться от идеи патернализма. Мы не должны требовать роста зарплаты и, одновременно, фиксированных розничных цен, повышения пенсий и бесплатного здравоохранения. Пора понять, что денег на все это у государства просто нет.
В качестве стратегического должен быть выбран курс на рост зарплаты и одновременное резкое снижение размеров общественных фондов потребления, с тем, чтобы каждый (кроме самых бедных) сам сполна платил за свою еду, за визит к врачу, за жилье, за обучение детей. Тогда и налогов можно будет платить меньше.
С. АЛЕКСАШЕНКО, кандидат экономических наук
Смотрите также:
- В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ ВЫРАСТЕТ В СРЕДНЕМ С 12 ДО 18%. Его зовут Бюджет →
- ВКЛАДЫ СВЫШЕ 50 ТЫС. РУБ. СОСТАВЛЯЮТ 0,002% ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА. Тайна вкладов →
- КОГО ПОДКАРМЛИВАЕМ. На что тратится Фонд занятости →