- Аскар Акаевич, даже в праздник Нооруз вы весь день на работе. И хотя вам к президентству не привыкать, - вы ведь экс-президент Академии наук, - тяжела шапка президента республики?
Шапка президента нелегка. Но я всегда считал и считаю, что труд, который приносит радость, удовлетворение, - это и есть праздник, и высшей радости я себе не представляю. Я - в основе - научный работник, а для научного работника, если, конечно, всерьез заниматься делом, нет ни выходных, ни праздников. Думать надо постоянно. Я привык работать всегда, и поэтому втягиваться не приходится. Единственное - не удается уделить время семье, детям.
- Семья у вас большая?
- Жена, кандидат технических наук, зав. кафедрой КГУ, две дочери, два сына. Старшая дочь студентка МГУ, по моим стопам пошла, занимается вычислительной техникой, кибернетикой. Трое - школьники.
- А кто же с детьми? Бабушки?
- Моей маме 91 год. Она сама - как ребенок, нуждается в уходе. Живет в аиле у брата. А дети - вполне самостоятельные, сами хозяйничают дома - у жены тоже работы много в университете. Мы не ропщем; в годы учебы в Ленинграде нам труднее приходилось - в общежитии с детьми...
- А сейчас в президентских хоромах?
- "Хоромы" остались прежними. Единственное новшество - государственная дача… Но вернемся к Ноорузу. Долгие годы этот праздник был под запретом, как религиозный. На самом деле Нооруз - праздник нового года, весны, начала сельскохозяйственных работ. Люди хотели, чтобы год принес добрые всходы, хороший урожай. Считалось, что это праздник добра.
- То есть самый современный праздник?
- Совершенно верно. При нынешней национальной напряженности он просто необходим. И мы надеемся, что праздник этот внесет свой вклад в разрядку этой напряженности.
- Недавно Кыргызстан подписал договор с Узбекской ССР. Нашли ли в нем отражение вопросы межнациональных отношений? Повлияли ли памятные всем ошские события на содержание договора?
- Не скрою, главная цель нашей встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым - снять недоверие, отчужденность, которые сложились после трагических событий прошлого года: холодок в наших отношениях был и сохранялся. Договариваясь о соглашении между республиками, мы прямо говорили о том, что отношения нужно менять. Наши народы веками жили бок о бок, по-соседски, сотрудничали. У каждого из народов был свой образ жизни, так сказать, своя специализация. Кыргызы занимались животноводством, кочевали, узбеки - классический пример земледельцев. Кыргызы поставляли соседям мясо, шерсть, кожу; узбеки - плоды земледелия. А поэтому мы считаем своей главной задачей - вернуть традиционное добрососедство, развивать взаимовыгодное сотрудничество.
- То есть исторических корней в проблеме межнациональной розни не обнаруживается?
- Я с самого начала так считал. Нет исторических корней. Сказались экономические трудности. Общая нестабильность. Развитие этих событий можно было предвидеть, предотвратить их. Но различные коррумпированные элементы, нездоровые силы сумели направить национальные чувства в русло конфликта.
- Кыргызстан - единственная в Средней Азии республика, где президент не является одновременно лидером компартии. Кроме того, из названия республики исчезло понятие "социалистическая". Означает ли это отказ от социалистической ориентации?
- Мы не отказываемся от социализма. Это - однозначно. Хотя компартия занимает в республике крепкие позиции, все-таки народные депутаты республики всех уровней пришли к выводу, что наилучшим вариантом является разделение государственной и партийной власти: ведь в республике возникают и укрепляются новые движения, новые партии. По моей инициативе был принят закон, на основе которого мы сформировали новые структуры власти, а по инициативе депутатов в законе оговорено разделение постов. На всех уровнях в республике разделение власти произошло, и, я думаю, возврата к прошлому нет. Но в любом обществе может быть борьба, разумеется, в парламентских формах, в цивилизованном виде. Я считаю это естественным. Это стимул для развития, прогресса. В общем, чтобы те, кто у руля, не дремали.
- Аскар Акаевич, а при создании Кабинета министров вы использовали партийную номенклатуру?
- Конечно. Я реалист. Среди коммунистов есть подготовленные, отличные специалисты со свежим взглядом, свежими идеями. Более того, все мои соперники в борьбе за президентство - их было 8 - стали моими сотрудниками. Только нужно было отказаться от старого, проверенного номенклатурного принципа - тянуть наверх бездарных, но "своих". От этого у нас все беды происходили.
В Кабинете министров у нас и коммунисты, и беспартийные, и представители новых партий, общественных движений, которые до недавнего времени числились в "неформалах". Главный критерий - профессионализм, компетентность. И второе: поскольку Кыргызстан - многонациональная республика, надо было учесть интересы всех национальностей и этнических групп, ибо я как президент вижу главной своей задачей обеспечение равных возможностей для всех граждан, обеспечение справедливости. Кабинет министров, по моему убеждению, должен был стать Кабинетом национального согласия. И, как пишут ваши коллеги, нам удалось его создать именно таким.
- Каковы, на ваш взгляд, национальные отношения в республике сегодня?
- Думаю, со мной многие согласятся: сейчас произошло значительное оздоровление межнациональных отношений. За счет чего? Во-первых, интернациональный Кабинет, где представлены кыргызы, русские, украинцы, узбеки, евреи. И областные структуры формируются так же. Во-вторых, я тесно сотрудничаю с различными партиями, с национально-культурными центрами. Мы часто встречались, беседовали, спорили и пришли к единому мнению: согласие - прежде всего. Буквально на днях сформирован Совет гражданского мира и межнационального единения в республике. Намерен и дальше сотрудничать с ними.
- Мы все чаще приходим к выводу, что в основе так называемых межнациональных конфликтов лежат социальные, экономические причины. Что Верховный Совет, Кабинет министров намерены сделать, чтобы поднять экономику республики?
- Что нужно, чтобы перейти к новым экономическим отношениям? Первое - мир, согласие. Второе - нужна эффективно действующая система государственного управления. Третье - социальная поддержка народа.
Мы создали Комитет по проведению земельной реформы, и эта работа идет. А Государственная инспекция осуществляет контроль над выполнением законов и указов.
- Вам помогают зарубежные специалисты?
- Мы пригласили экономистов из Индии. Индия - развивающаяся страна, и наши проблемы во многом схожи. Мы смотрим не на ведущие страны, а на те, что ближе нам. Но, конечно, не игнорируем опыт передовых стран: ждем японских консультантов, завязываем отношения с другими странами.
- До вас в республике были президент-шахтер, президент-чабан. Теперь - президент-академик...
- Времена меняются. Прежде должность президента была, скорее, декоративной, почетной. Мои предшественники - люди уважаемые, а для представительства лучших кандидатов трудно было найти. Но сейчас нужен действующий президент.
- Вы производите впечатление деликатного, мягкого человека. А ведь президенту, видимо, нужно иногда и кулаком стукнуть. Сможете?
- Где нужно, я проявляю твердость. Иначе нельзя.
- Сколько вам лет?
- Сорок шесть.
- Вы счастливы?
- Да, можно сказать. Потому что все, что я планировал в жизни, мне удавалось, а что еще можно считать счастьем?
- Как прошли ваши первые сто дней президентства?
- Думаю, нормально.
- Дай Бог вам всего хорошего!
- Спасибо! Кстати, я постоянный читатель "Аргументов и фактов", читаю от корки до корки. И я желаю вам успехов!
Беседу вел И. КАБАК
Смотрите также:
- УМЕРЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ ВЫДВИНУЛА НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ДИРЕКТОРА ОБОРОННОГО КОМБИНАТА. Петр Романов: "Мы все станем национальными патриотами" →
- ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО ДУМАТЬ О СТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНЕ. Гримасы судьбы →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Нельзя идти вперед, глядя назад →