Нужен международный штаб переходного периода - считает профессор политических наук Нью-Йоркского университета, наш соотечественник, человек, страстно желающий добра своей Родине, А. ЯНОВ.
У ВАС "не идут реформы" потому, что нет их проводника. Раньше была партия. Теперь ее нет. Нет и другой административно - политической инфраструктуры. Она давала команды сверху вниз, и что-то худо-бедно проходило. Послал Ельцин на места своих комиссаров. Но у них нет полномочий. Там, где они встречают сопротивление, они бессильны. Развалилась старая структура, новая не возникла.
На Западе решили: эту зиму нельзя дать людям здесь умереть с голоду. Дальше никто не идет, дальше - разногласия. Все страны готовы дать продовольствие, но не знают - кому. Как сделать, чтобы оно дошло до людей, а не пропало и не попало к спекулянтам, на черный рынок? Никто из вас не говорит Западу, кому конкретно эту помощь оказывать, а выбрасывать ее, словно в "черную дыру", не хочется.
У демократов нет политического, организационного опыта. И в этом отношении они тоже нуждаются в помощи Запада. Нужно привести сюда и политиков, и предпринимателей.
Но есть такая идея: создать штаб - под именем "Неправительственный Совет взаимодействия". И пригласить в него такие неправительственные авторитеты: М. Тэтчер, В. Брандта, Д. Рокфеллера, В. Жискар д'Эстена, Я. Накасонэ, П. Трюдо.
Что представлял бы собою этот Совет?
Первая орбита - советские авторитеты, вторая - международные, третья - сеть совместных экспертных комиссий по всем решающим проблемам переходного периода. Одна - по продовольствию, другая - по экономической реформе, третья - по национальным проблемам и т. д. Скажем, 15 - 20 комиссий. Если мы хотим иметь лучших в мире экспертов, нужна валюта. Вот вторая орбита и найдет валюту для третьей: она знает, как это делается, куда лучше, чем мы.
Комиссии разработают свои программы переходного периода и предложат их Совету, а тот - республикам. Комитет не может им гарантировать план Маршалла. Но что он может - употребить свое влияние, свои связи, свой международный авторитет для включения Запада в процесс вашей реформы. Он может выступить как ее могущественное лобби, если угодно, перед мировым сообществом. Если какая-нибудь республика не захочет принять программы Совета - это ее дело, пусть совершает свой переход, опираясь только на собственные силы.
...21 ДЕКАБРЯ прошлого года я изложил эту идею Б. Ельцину. Как опытный политик, он сразу ухватил ее суть, одобрил и сказал, что все ресурсы ВС России будут поставлены ей на службу. Мы разработали план действий. Я подумал: "Все, дело сделано". Но в апреле я приехал из Нью-Йорка (проверял там эту идею, и начале было обнадеживающим), а в Москве не было сделано ничего. Поручение Бориса Николаевича оказалось невыполненным. Я встретился со всеми теми людьми, которые представляли бы в этом Совете российскую сторону (Вольский, Волкогонов, Шаталин, Рыжов, Шеварднадзе, Явлинский, Яковлев и др.).
Я предложил руководить Советом Шеварднадзе. Эдуард Амвросиевич согласился войти в него, но стать лидером отказался. Поехал к Шаталину (мы знакомы много лет). Шаталин загорелся этой идеей. Такая политическая роль его привлекала. Не теряя времени, он поехал в Лондон, к Маргарет Тэтчер. С его слов, идея ей очень понравилась, она сказала, что готова нам помогать всем, чем может (а может - многим). Но потом как-то все опять само собою угасло...
...Теперь за это дело берется А. Собчак. Может, дело сдвинется с мертвой точки?
А сейчас и нужны-то нам сущие пустяки: адрес, куда могли бы приезжать международные авторитеты, телефоны, по которым они могли бы звонить, да зарплата нескольким работникам директората. Но уж эта малость нужна немедленно.