Примерное время чтения: 5 минут
121

У власти протечка?

Без комментариев

"Любая власть несёт в себе печать порока. И ограничить этот порок может только демократия".

Дм. Волкогонов, историк


Мы привыкли смотреть на места обитания власти как на государственные святыни. А ведь и в них бывают протечки, и там время от времени нужно делать ремонт.

НО СУДЯ по тому, как идёт жизнь в стране, в ремонте нуждаются не только здания. Есть признаки того, что во власти кое-где протекают мозги. И дело не в том, что в правительстве, Кремле или Государственной думе сидят (как нам нередко кажется) некомпетентные, не чувствующие народа и отечества чиновники.

ПОСЛЕ ельцинской кадровой революции к власти пришло новое поколение. Не широкозадые партийные "волкодавы", а люди с хорошими мозгами и современным видением мира.

Если вы такие умные

ТЕМ более странно, что при, казалось бы, внушительном интеллектуальном потенциале ожидаемых обществом результатов пока не видно. Вопросы множатся. Почему такие умные дяди, как Греф и Кудрин, не справляются с инфляцией? Почему при невиданном притоке денежных средств в стране отсутствует инвестиционная политика? Почему при огромном интеллектуальном богатстве мы числимся среди неконкурентоспособных стран? И, может быть, самый главный вопрос: почему почти каждое нововведение, продиктованное, казалось бы, благими намерениями (монетизация, реформа ЖКХ, армейская реформа), оборачивается скандалом? И дело не только в экономике. Политика заражена тем же самым "вирусом неэффективности".

Возьмём последний год. На наших глазах родилась Общественная палата. Есть надежда, что она снизит нарастающее недовольство отчуждением власти от общества. Буквально на днях запущен ещё один на первый взгляд полезный проект - Антифашистский пакт. Государственная дума ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. После скандала с солдатом А. Сычёвым проснулось военное руководство и появилась надежда, что перестанем бояться собственной армии. Ещё ранее был создан Антикоррупционный комитет. Подписана хартия о противодействии насилию на телеэкранах...

Каждый из этих шагов вроде бы и не вызывает сомнений. Ну наконец-то! Но если рассматривать совокупность этих умных и полезных на первый взгляд мер, то в голову приходит крамольная мысль о том, что все эти палаты, пакты, хартии, комитеты, комиссии - не более чем заплаты на изрядно потёртый политический кафтан.

Ведь если бы у нас была работающая многопартийная система (а не пробирочная "Единая Россия"), если бы существовали нормальная, отражающая широкий спектр политических взглядов Государственная дума, независимый Совет Федерации, то все эти "политические палатки" были бы и не нужны. Но вместо живого политического продукта нам постоянно подсовывают некий быстрорастворимый полуфабрикат. На какое-то время он заглушает чувство общественного голода, но проходит месяц-другой - и о новации забывают. Это очень напоминает казавшуюся пережитком, но действующую до сих пор советскую палочку-выручалочку: "Взято под личный контроль". Сколько раз мы слышали это из самых высочайших уст. Такое впечатление, что без этого заклинания у нас ничего не едет, не ползёт, не расцветает и не расследуется. Невольно вспоминается стишок времён брежневского застоя:

"Прошла весна, настало лето.
Спасибо партии за это".

Застарелый недуг

НЫНЕШНЯЯ система власти сложилась в крайне сложный переходный период. Всё рушилось и разлагалось на глазах. Были периоды, когда в казне оставалось денег на две-три недели. Когда к границам городов (в том числе и Москвы) реально подступал голод. Власть вынуждена была ежедневно принимать поспешные, часто непродуманные меры. Лишь бы на день, на неделю, на квартал отодвинуть катастрофу. Никто и не думал о том, как это аукнется через год или два. Молниеносная приватизация? Пожалуйста! Замораживание вкладов? А куда деваться? Дефолт? А почему бы и нет?

Не будем бросать камни в те тяжелейшие времена. Но сегодня нужно наконец осознать, что растянувшееся почти на десять лет латание ельцинского зипуна породило систему тотальной безответственности. И эта система действует до сих пор. Одно из последних внутренних (и, естественно, закрытых) расследований о механизме власти свидетельствует, что не исполняется до 50% поручений премьер-министра и до 30% поручений президента. Вот вам и "взять под личный контроль"!

Недавно многоумный Г. Греф на вопрос о том, почему власть не в состоянии остановить рост цен на бензин, ответил: "Правительство никаких мораториев вводить не может в силу отсутствия полномочий". Спасибо хоть за откровенность. Но получается, что наши министры не знают, где начинаются и где кончаются их полномочия. Как же в таком случае спрашивать с начальника бензоколонки, с директора рынка, с продавцов соли?

* * *

КОГДА стало очевидным, что жестокие морозы погубили на юге России будущий урожай овощей и фруктов, президент дал указание министру сельского хозяйства Гордееву закупать фрукты в Средней Азии. Но признаемся сами себе: очень трудно представить, чтобы президенты Дж. Буш или Жак Ширак давали своим министрам указания, где закупать корма или где строить стадионы.

Мы понимаем, что в условиях полной безответственности министров у президента другого выхода часто и не остаётся. Приходится дёргать за все вожжи самому. Спасибо, конечно, что хоть он вспоминает о нас. Но с точки зрения политической системы было бы лучше, если бы о капусте думал Гордеев, о пенсиях и лекарствах - Зурабов, о бензине - Греф и Кудрин, о птичьем гриппе - Онищенко. А президент - о том, чтобы каждый министр чётко знал, за что ему придётся держать ответ. И при этом бы не врали. И это будет первый шаг к ремонту политической системы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно