ГАЗЕТНЫЙ КИОСК (03.07.1991)

   
   

* Александр Яковлев: В последнее время много шума о том, что кто-то когда-то где-то собирается расколоть партию. И мне, среди других, приписываются разного рода заявления, порой противоположного смысла. Во всем этом вижу недостойную игру.

Единой КПСС уже давно нет, ее нет с 1985 г., когда общественное развитие пошло по пути создания качественно новой системы, которая смогла бы вывести страну из глубокого общественного кризиса, обеспечить достойную жизнь человеку. Сегодня-то уже не секрет, что за 70 лет мы построили систему, безразличную к человеку, враждебную ему. Брачный союз (по расчету и по любви) моновласти и монособственности сделал свое дело.

Поэтому надо не лукавить и честно признать, что демократического возрождения КПСС, разрыва ее с диктаторским прошлым и превращения в дееспособную политическую организацию не состоялось. Что революция в обществе не привела к революции в партии.

Демократия оказалась чуждой для ее аппаратных структур.

Ясно себе представляю, как взовьются сейчас "незапятнанные" и "непогрешимые" герои нашего времени, твердо стоящие... увы, не знаю на чем. Пусть себе...

Драматизм ситуации еще и в том, что массу коммунистов и не спрашивают, когда принимаются принципиальные политические решения. Подавляющее большинство в КПСС - честные люди, патриоты своей страны. Это они доказали на всех этапах нашей истории. Но они отодвинуты в сторону правящим слоем партии.

Политика преобразований оказалась на распутье. И при худшем обороте событий миллионы людей, поверивших в возможность изменить жизнь к лучшему, могут оказаться отданными на растерзание силам, нравственный облик которых известен по прошлому.

Уверен: то, о чем я пишу, - не умозрительная схема и не попытка навязать нечто искусственное. Все мы, и общество в целом, и все его части и институты, стоим перед водоразделом, глубину и силу которого только начинаем постигать. Перед неизбежностью проведения четкой политической границы между теми, кто за обновление и кто против. Не выскажемся решительно и делом за обновление - останемся в застое, обречем себя на нисходящее движение в мировом развитии. Не сумеем научиться ненасильственно решать свои внутренние дела - станем снова и снова сворачивать на уже многократно испробованный путь авторитаризма, насилия, несвободы.

"Известия", N 156

* Календарь неумолимо отсчитывал остаток срока правления Л. Брежнева. Но генсек по-прежнему оставался всесильным. У 1-го секретаря обкома КПСС Северной Осетии Билара Кабалоева земля горела под ногами. Уличенный в злоупотреблениях властью, он воспринял приезд Л. Брежнева на отдых к морю как дар свыше. Срочно со всей семьей Б. Кабалоев выехал искать дружбы "великого человека". Ехал не с пустыми руками. Среди подарков - массивный золотой бюст генерального. Следствию не удалось докопаться до источников, откуда поступило это золото, а один из главных свидетелей - ювелир, изготавливавший бюст, был найден с перерезанным горлом.

Бюст генеральному понравился. Об этом можно судить по тому, как в 1981 г. после кровавых расправ над мирными демонстрантами в Осетии Л. Брежнев вывел Б. Кабалоева из- под удара, направив его послом в Монголию.

"Куранты", N 124

Подготовила Л. ХЛЕБНИКОВА.

Смотрите также: