23 августа, сразу после победы над ГКЧП, все рабочие кабинеты ЦК и ЦКК Российской компартии были опечатаны. Позже с помощью администрации Президента РСФСР аппарату КП было выделено минимальное количество помещений, в которых сейчас работают комиссии до трудоустройству, рассмотрению имущественных, финансовых и трудовых споров, правовой защите, а также сами аппаратчики.
Первый секретарь ЦК КП РСФСР В. КУПЦОВ тоже в другом кабинете. С ним беседует наш корреспондент А. САРГИН.
- Валентин Александрович, можно ли сейчас вступить в ряды КПСС, КП РСФСР?
- Однозначно нет. Деятельность партий приостановлена, а значит, приостановлено функционирование всех организационных структур. Нет партсобрания, имеющего право принять кого-то. Кто желает вступить, пусть повременит. Я думаю, что Указ о приостановлении деятельности КП РСФСР будет отменен.
- Сколько сотрудников было у вас до Указа, сколько осталось? Откуда средства для зарплаты работающим?
- В аппарате было 176 ответственных работников и 132 - технических. Из всех них трудоустроилось пока около 90 человек. Остальные, работая здесь, ищут другое место. Кто не устроится до 10 ноября, будет вынужден пойти на биржу труда.
Средства на содержание аппарата ЦК и ЦКК КП РСФСР, а также местных партийных комитетов перечисляются из республиканского и местных бюджетов. Учитывая, что все счета заморожены, мы не можем производить финансовые операции из партийного бюджета, поэтому вынуждены брать деньги в долг с гарантией полного возврата.
- Слышал, что вы сегодня были у Генерального прокурора РСФСР. О чем, если не секрет, шел разговор?
- Действительно я был у В. Степанкова с целью юридической консультации. Нужно как-то определиться с конкретными сроками действия Указа о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и Указа об имуществе КПСС и КП РСФСР. Закон гласит, что все имущественные споры можно разрешить судом. На деле же принимается немало решений на местах о национализации имущества партии без суда и следствия! Степанков сказал, что в настоящее время следствие идет и окончательных ответов дать невозможно. Но что касается нарушений на местах, то будут даны указания прокурорам об усилении контроля с их стороны за соблюдением законов РСФСР.
- Допускаете ли вы возможность нового переворота? Если да, какие силы видите в роли ГКЧП?
- Не допускаю, хотя спекуляций относительно будущего возможного переворота предостаточно, тем более что социальная и экономическая обстановка в республиках и стране тревожная. Понимание опасности такого развития событий, которое неминуемо привело бы к полному распаду государства, должно и определять сегодня действия как политических партий, так и государственных властных структур.
- Были ли у вас мысли о подполье после победы демократических сил над путчистами? Во время крушения памятников?
- О подполье - нет. Хотя в первые дни нас неделю не пускали в здание ЦК, мы были уверены, что разум должен победить. Трудно представить, чтобы кто-то загнал в подполье 7,5 млн. коммунистов России (данные на 1 июля), взяв тем самым на себя вину за последующие, возможно, очень опасные, события.
- Должен ли быть, по вашему мнению, суд над партией?
- Категорически нет. При любой степени вины руководящих органов или конкретных лиц вся партия не может нести ответственность за их действия. Думаю, что следствие по делу ГКЧП это подтвердит. Миллионы коммунистов не имели никакого отношения к известным августовским событиям.
Смотрите также:
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. "Я против того единства, которое отупляет..." →
- Как осуществляется партийный контроль →
- ПРЕССА СТРАН СОЦИАЛИЗМА (11.03.1988) →