Так, комментируя безудержный рост цен на потребительском рынке, считает генеральный директор АЗЛК В. КОЛОМНИКОВ, с которым беседует наш корреспондент.
- Сегодня в дураках остается потребитель, с которым чуть не каждый день "договариваются" о повышении цен. Валентин Петрович, это нормально?
- Я удивляюсь тем производителям, которые, пользуясь случаем, бездумно и необоснованно взвинчивают цены на свою продукцию.
- Насколько мне известно, вы с января также повысили цену на "Москвич-2141": вместо 20 он теперь стоит 24 тысячи...
- Во-первых, по нынешним временам такая разница в цене - чисто символическая. А во-вторых, что прикажете делать, если я каждый день получаю телеграммы от руководства заводов, производящих комплектующие детали, о 9-10- кратном повышении цен на свою продукцию?
- Но ведь и их понять можно: жизнь с нового года резко вздорожала - рабочим ведь тоже надо как-то жить.
- Да нельзя это никак понять! Ценовая политика - дело чрезвычайно тонкое. Любая цена в любое время должна быть обоснована прежде всего экономически. Ну давайте я тоже подниму цену на автомобиль до 200 тыс. Будут покупать? Будут! Но сколько таких покупателей найдется? Думаю, немного. А завтра что, производство сворачивать, людей на улицу выгонять?
- Кстати, вареную колбасу по 150 руб. на свалки уже вывозят, поскольку ее никто не берет.
- Вот именно! Это ведь проблема не только АЗЛК. Как, например, вы, газетчики, будете жить при нынешних ценах на бумагу, на услуги Союзпечати?
- Но свободные цены - одно из условий формирования рыночных отношений, к чему мы и стремимся.
- Так ведь именно система экономических мер призвана менять нашу жизнь, а не наоборот. Получается, ты повысил цену на колбасу в 10 раз, а я тебе в ответ во столько же на молотки, которые произвожу. Думаете, мы будем квиты? Ничего подобного! Производство умрет и у того, и у другого, потому что это настоящий разврат: не нужно повышать качество, производительность, не нужно сырье экономить - деньги-то те же.
- Что же выходит, меры стабилизации экономики по существу гробят реформу?
- При настоящем положении вещей получается именно так. Но надо учитывать еще и тот факт, что свободные цены - это только первый шаг. Дальше - рубль должен стать конвертируемым. Как только это произойдет, все производители, которые вольно обращались с ценами на свою продукцию, могут оказаться в положении польских автомобилестроителей. После того как злотый стал конвертируемым, спрос на "Полонез" сократился на треть, поскольку для покупателя оказалось выгоднее приобретать подержанные автомобили, имеющие 20-30 тыс. км пробега, в соседних странах. Аналогичное положение с чешским "Фаворитом". И это касается не только производства автомобилей.
- О чем же тогда думают ваши смежники?
- Не знаю. Живут одним днем. Ну пусть мне объяснят руководители московского завода "Каучук" или завода литья из Саранска: почему они повысили цену в 10 раз, так вот, чохом, на всю резину и литье?
Не объясняют. Уведомили - и все. И комплектующих с начала года не шлют, склады затаривают, из-за чего машин в сутки мы собираем в 1,5 раза меньше, чем могли бы. Правда, ряд предприятий, например ПО "Балаково" резинотехника и другие предприятия химической и легкой промышленности, ведут себя цивилизованно.
- Я так понимаю, что сегодняшняя цена на ваш автомобиль в 24 тыс. - это не предел, поставщики заставят вас поднять цену.
- Январь мы еще как-то продержимся на этом уровне, а потом просто будем вынуждены это сделать, если правительство России, все наши концерны и министерства не прекратят вакханалию с ценами. Ведь в реформе, как и в любой игре, есть свои правила. Если их не соблюдать, игра не получается. В таком случае все надежды на то, что через 6-8 месяцев наступит какое-то улучшение, просто беспочвенны.
Смотрите также:
- ГЛАВНОЕ В ЭКОНОМИКЕ - НЕ ЖДАТЬ, А ДЕЙСТВОВАТЬ, КОНЦЕНТРИРОВАТЬ УСИЛИЯ. Проблемы советской экономики. Взгляд со стороны →
- НА ВАЗе РАБОТАЮТ 1 МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК. ВАЗ - для нас или не про нас? →
- ВАШ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС →