ПРОРОЧЕСТВА. Российский Нострадамус

   
   

МЫ ВОСТОРГАЕМСЯ предсказаниями Нострадамуса, доктора Афгана и прочих "заморских пророков", даже и не подозревая о том, что именно наш, русский человек, еще в прошлом веке с величайшей точностью предсказал исторический путь России.

В своих знаменитых "Письмах в будущее" Герцен писал: "Основной тон его (будущего. - Прим. авт.) мы можем понять теперь. Он будет принадлежать социальным идеям. Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущею, неизвестною нам революцией...".

Надо полагать, именно это и произошло в августе 1991-го, когда социализм, в том реакционно-казарменном исполнении, что существовал у нас, был побежден окончательно и, думается, навсегда.

Так что же не удовлетворяло бунтаря Герцена в социалистах и социалистических идеях?

"Глухое брожение, волнующее народы, происходит от голода, - писал Герцен. - Будь пролетарий побогаче, он и не подумал бы о коммунизме...".

Но вернемся к рассуждениям Герцена о социализме. "Возьмите табун диких лошадей, - писал он, - совершенная свобода и равное участие в правах, - полнейший коммунизм, зато развитие невозможно... Человек серьезно делает что- нибудь только тогда, когда делает для себя".

Вот вам и великий "социалист" Герцен!

Иногда кажется, что прозорливость Герцена не знает границ. Он предсказует победу социалистов в России и их неизбежную гибель от "нарождающейся демократии". Но на этом не останавливается и разворачивает картину будущего дальше:

"Демократия, - пишет он, - по преимуществу настоящее; это- борьба, отрицание иерархии, общественной неправды, развившейся в прошедшем, очистительный огонь, который сожжет отжившие формы и, разумеется, потухнет, когда сжигаемое кончится. Демократия не может ничего создать, это не ее дело, она будет нелепостью после смерти последнего врага, демократы только знают (говоря словами Кромвеля), чего они не хотят, чего они хотят, они не знают".

Так что же нас ждет впереди?

И на этот вопрос Герцен дает полный и точный ответ: "Демократия... в ней страшная мощь разрушения, но, как примется создавать, она теряется в ученических опытах, в политических этюдах. Конечно, разрушение создает, оно расчищает место, и это уже создание, оно отстраняет целый ряд лжи, и это уже истина. Но действительного творчества в демократии нет - и потому-то она не будущее. Будущее вне политики, будущее носится над хаосом всех политических и социальных стремлений, и возьмет от них нитки, в свою новую ткань, из которой выйдут саван прошедшему и пеленки новорожденному".

Смотрите также: