ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Век живи - век учись

   
   

Алексей Михайлович ЕМЕЛЬЯНОВ - наш автор и друг. Тех, кто знаком с ним, трогает цельность и искренность его натуры, редкая для академиков скромность и уникальное свойство не заботиться о своих благах. Мы привыкли его видеть всегда не успевшим пообедать и спешащим, всегда доброжелательным и "на своих двоих" - без машины.

Бывают ли такие ректоры университетов! Об этом мы узнаем 23 марта, когда состоится избрание ректора МГУ, где Емельянов - один из кандидатов на ректорское кресло.

Сегодня он отвечает на наши вопросы.

- В последнее время в центральной прессе много говорилось о тяжелом положении МГУ, об утечке кадров. Так и есть?

- Да, действительно, негативные тенденции в стране сказались и на МГУ. К тому же они усугублялись просчетами в руководстве университетом. МГУ стал утрачивать свою самобытность как флагман высшей школы, крупнейший центр фундаментальных исследований. Появилась тенденция сползания на уровень рядового вуза. Сейчас, с движением к рыночной экономике, положение становится еще более критическим.

- Что конкретно имеете в виду и что предлагаете?

- Инфляция, рост цен больно бьют по университету. Реально резко сократилось бюджетное финансирование, хотя номинально оно несколько возросло. Оборудование лабораторий, экспедиций износилось, страшно устарело. Все подорожало, прежняя система снабжения расстроилась. Понятно, как это сказывается на учебно-научном процессе. Далее, здорово "похудели" зарплата профессорско- преподавательского состава, научных сотрудников, стипендии аспирантов и студентов. Введенные прибавки не компенсируют потерь. Падает авторитет ученых. Жизнь заставляет некоторых уходить в разного рода коммерческие структуры, где зарплата несоизмеримо выше. Нужно спасать положение, причем неотложно.

- Как же выжить нашей "альма-матер"?

- Следует использовать как бюджетное финансирование, так и нетрадиционные источники. Напомню, что в соответствии с Указом Президента России наш университет должен финансироваться по индивидуальным нормативам. В свою очередь и коллективы факультетов должны учиться зарабатывать средства, использовать новые нетрадиционные формы. Активнее включаться в выполнение программы по линии российских центральных ведомств. Российской академии наук, правительства Москвы, предприятий ВПК, осуществляющих конверсию. Предлагать свои разработки и коммерческим структурам. Немалую финансовую помощь могут оказать спонсоры, в том числе через Попечительский совет.

Все эти и другие источники могут дать средства для повышения стипендий и зарплаты сотрудникам. Что касается студентов и аспирантов, то есть и другая проблема - готовить их к выходу в жизнь, помогать им в этом. Что имеется в виду? Сейчас по сути нет государственного распределения. Поэтому надо оперативно реагировать на ситуацию, вводить новые специальности, которые пользуются спросом народного хозяйства. Студентам и аспирантам нужна также конкретная помощь в организации дополнительных заработков.

- МГУ, конечно же, может немало сделать, чтобы выжить. Ведь, кажется, уже года два назад он получил автономию. Но как же могло случиться, что у МГУ едва не оттяпали комплекс старых зданий на Моховой? И что дает для выживания автономия?

- В принципе автономия мало что стоит, если под нее не подведена прочная экономическая база. Надо добиться, чтобы все объекты, числящиеся за МГУ, были закреплены за ним в пользование и исключительное распоряжение. Тем самым отбить возможные попытки любых инстанций урвать часть достояния университета. То же касается и земли, включая площади под дополнительное строительство. Это внешняя сторона автономии. А есть и внутренняя.

Автономия не сводится только к освобождению от регламентации центра. Она может быть реальной лишь при демократизации внутриуниверситетского управления. Оно должно строиться по принципу "снизу вверх". При этом исходными являются кафедры и лаборатории, затем факультеты. На уровень ректората следует выносить лишь те функции, которые делегируют факультеты. Соответственно следует перестраивать и бюджетную систему. Каждый факультет должен иметь свой бюджет, а не вымаливать подачки у ректората.

- Представим, что вас изберут и вместо Логунова ректором станет Емельянов. С чего вы начнете свой ректорский путь?

- С трезвого, обстоятельного анализа условий выживания университета, обеспечения социальной защищенности людей, особенно студентов. Параллельно стал бы совершенствовать управление с соответствующим кадровым обеспечением. Но не ломать все с ходу, не крушить скоропалительно. Тут мы "большие мастера", преуспели. Главное же- быть готовым к черновой позитивной работе, проявлять уважение и терпение к различным течениям и взглядам, готовность к компромиссам и согласию.

- Звучит-то сказанное хорошо, но на деле это, наверное, трудновыполнимо, особенно человеку, имеющему крайне левые демократические взгляды, - таково ваше общественное реноме.

- Я бы не считал себя человеком крайне левых взглядов. Даже в самом пике борьбы с партократией я был противником экстремизма.

- Какие в вашем характере сильные черты, которые могли бы сгодиться будущему ректору?

- Я вырос в университете, пронизан его духом, прошел все ступени от студента до академика, руководителя кафедры. Я экономист. Думается, что когда предстоит тяжелейшее выживание, то ректор-экономист может скорее пригодиться МГУ, чем специалист в какой-то узкой области. Никогда я не использовал и не искал ни в чем никаких привилегий, всегда "вкалывал" и не стремился решить свои личные проблемы за счет служебного положения.

- А слабости?

- Требовательный к себе, не всегда бываю таким по отношению к другим. Предпочитаю работать с людьми, которые трудятся по совести, честно. Но если этого не получается, приходится прибегать к жесткой требовательности.

Смотрите также: