В число 12 стран мира, где за употребление и распространение наркотиков грозит смертная казнь, входит и Малайзия. С 1975 по 1988 г. там было казнено 73 человека, более сотни других ждут своей участи. И тем не менее количество наркоманов в этой стране за последнее десятилетие неуклонно увеличивается. Эти и другие данные позволяют Арнольду Трибаху - президенту американской организации "Драг полиси фаундейшн" публично выступать за полную легализацию наркотиков. Наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ встретился с ним в Вашингтоне.
- Почти все цивилизованные страны мира объявили войну наркотикам. Вы же называете эту войну глупейшей затеей. Почему?
- Я всегда привожу такой пример. Когда аятолла Хомейни пришел к власти, он объявил такую тактику войны с опиумом, о которой наши полицейские могут только мечтать: если у тебя находят хоть несколько граммов наркотиков - ставят к стенке. За 7 недель было расстреляно 176 человек. И что же? В 1980 г. один из ближайших сподвижников Хомейни - Калкали заявил: "Если бы мы убивали всех тех, кто имел в кармане 5 граммов героина, мы убили бы 5 тыс. человек, а это трудно". Понимаете, если уж этот палач заговорил о своем бессилии, то куда уж нам...
- Итак, вы считаете, что жестокость ни к чему не приводит, и выступаете...
- ...за то, чтобы от борьбы с наркотиками была отстранена полиция и другие государственные репрессивные органы. Это позволит другим силам - общественным организациям, религиозным, семье, школе, медицине, науке добиваться больших результатов. Ужесточая меры против всех без разбора - и продавцов наркотиков, и тех, кто их употребляет, мы лишь загоняем болезнь еще глубже. Что это дает? Ничего. В этом городе - столице одной из самых мощных стран мира, где сосредоточено немыслимое количество полицейских, никто не смог оградить мэра от соблазна нюхать кокаин. Впрочем, что я вам рассказываю - опыт вашей страны в борьбе с алкоголизмом - лучший образчик человеческой ограниченности.
- Но на улицах на какое-то время стало намного спокойнее...
- Именно - на какое-то время... Я же предлагаю легализовать употребление наркотиков, чтобы они продавались совершенно открыто в аптеках по рецептам врача. В этом случае исчезает подпольный рынок и связанная с ним преступность. Далее. Врачи в этом случае смогут контролировать употребление, если не переводить постепенно с тяжелых наркотиков на более легкие, то хотя бы ограничивать использование внутривенных препаратов, снижая риск заражения СПИДом.
- Человеческому обществу, в котором веками наркотики были официально запрещены, нелегко решиться на такой шаг.
- Да, у меня мало сторонников. Я и сам понимаю, что это немалый риск, ведь трое моих внуков как раз входят в опасный возраст. Но понимаете, я могу их убедить в том, что употребление героина - это медленная смерть в духовном и физическом смысле. А кто мне даст гарантию, что они застрахованы от пули во время перестрелки торговцев из разных банд? Или вдруг они соблазнятся на большие и легкие деньги от продажи этого зелья своим же одногодкам, кто знает?
- Могли бы вы назвать страну, где смягчение законов дало положительный результат?
- Голландия. Хотя там тоже есть проблемы, но в этой стране, где наркотики входят в меню многих ресторанов и баров Амстердама, только 0,5 % старшеклассников курят марихуану ежедневно, в США же - 5,5%.
- Вы никогда не задумывались над вопросом: почему люди тянутся к наркотикам?
- Кто-то ответил на это до меня: потому что их употребление дает эффект. Люди колются, курят, нюхают, потому что у них плохое настроение или потому что им очень хорошо. Они устали или, наоборот, слишком возбуждены. Диапазон широк - все стороны человеческого существования. Это часть нашей жизни, а не свидетельство болезни или социального неравенства. И, наверное, никто и никогда не сможет отговорить людей от экспериментов с наркотиками.
- И тем не менее, если человек, - допустим, подросток - попал в беду с наркотиками, что-то нужно делать. Что?
- Относиться к нему с добротой и пониманием, зная, что таким образом многие подростки изучают жизнь и себя, а также то, что дети обычно не попадают в серьезную беду с наркотиками. Надо любить их и сочувствовать им, не поддаваться на чьи-либо уговоры поместить их в лечебницу - это необходимо делать только в крайнем случае.