Предлагаем вашему вниманию беседу главного редактора "АиФ" В. СТАРКОВА с руководителем МНТК "Микрохирургия глаза" Святославом ФЕДОРОВЫМ.
- Святослав Николаевич, мы с вами в последний раз встречались, когда "АиФ" в марте 1992 г. опубликовал ваше письмо Президенту и правительству России. Это был крик души. Что изменилось с тех пор?
- Ничего не изменилось. Наоборот, стало тяжелее, потому что если раньше я получал, предположим, валютные средства за счет лечения иностранных больных и мог полностью использовать эти средства на новое оборудование, то теперь 50% у меня заберут. Из этих денег я получу только 20%, а остальные 30% у меня возьмут по нынешнему курсу. То есть идет жесткая фискальная политика, и человеку работать интенсивно становится невыгодно. А сколько у нас проблем с Госкомимуществом! В общем-то, я вижу, что практически парламент и его службы сегодня недееспособны. Он не принял главного закона в любом государстве: каждый человек имеет право покупать и продавать землю. Что такое государство? Государство - это совокупность собственников, имеющих землю или владеющих орудиями производства. Люди строят государство для защиты, во-первых, себя как личности, а во-вторых, своего имущества. В-третьих, государство выполняет еще роль гаранта того, что я могу это передать своим потомкам и никто не имеет права отобрать. Государство - это большая страховая компания, которую мы сами создаем и которая страхует, чтобы нас не ограбили.
- В "АиФ" были публикации о вашей деятельности на селе. Что там происходит сейчас?
- Мы создали товарищество, сейчас собираемся раздавать акции, но самое интересное, что земли под это товарищество как не было, так и нет. Сначала нам ее обещали, а теперь в этом же Мытищинском районе сказали, что сначала нужно провести аэрофотосъемки, взять анализ земли, делать кадастр. То есть когда-то это еще будет... Создается ощущение, что они просто тянут резину, надеясь, что можно будет опять повернуть все назад, создать новый коммунистический режим.
- Святослав Николаевич, что, на ваш взгляд, реформа принесла положительного и отрицательного?
- Я считаю, что свой первый шаг правительство сделало правильно, потому что даже для монопольной системы свободная цена - это ключ к рыночной экономике, но дальше мы должны пойти на следующий шаг. Это - приватизация собственности. Но нашим людям не на что покупать эту собственность. Мы 75 лет находимся в экономическом Бухенвальде и ничего не накопили, кроме болезней и усталости от этого режима. Поэтому сегодня нужно передать собственность народу и еще сказать ему спасибо, если он согласится ее взять. Получить большие деньги от приватизации - смехотворно. Нужно просто отдать народу рабочие места. Тогда и государство становится богатым, потому что много производящий человек платит и большие налоги.
Но сегодня российское правительство не может работать эффективно, потому что нет нормального закона о приватизации. Тот закон, который сегодня принят, абсолютно не устраивает людей, потому что этот закон написан так, что купить собственность может только очень богатый человек, чаще всего иностранец. У нас даже предприниматели не имеют таких денег, чтобы выкупить завод.
- Сейчас многие боятся закона о банкротстве, и он так туго идет в Верховном Совете. Как вы относитесь к нему?
- Я считаю, что он должен быть принят.
- Будет безработица...
- Конечно, когда обанкротятся предприятия, будет и безработица, но тогда можно будет рабочие места отдавать в кредит их трудовым коллективам на какое-то количество лет. Если они опять не смогут хорошо работать, то отдать каким-то другим коллективам. Собственность все время должна переходить из рук в руки, пока она не прилипнет к рукам самых умных собственников. Должна все время идти трудовая селекция людей и селекция рентабельности собственности.
- Вы часто встречаетесь с Ельциным?
- Давно не встречались. Мы, несколько членов его консультативного совета, как раз сейчас написали Б. Н. письмо, что если совет существует, то он должен работать. Если он не работает, то его нужно разогнать. Не нужно создавать какие-то очковтирательские комитеты, советы, которые практически только прикрывают бездействие правительства и, в частности, аппарата Президента. Правительство должно все время находиться на телеэкране и в печати и рассказывать людям, что же происходит на самом деле, почему идет падение производства, когда оно остановится, какие имеются расчеты, какие стимулы наконец задействуют.
- Какие практические пути вы бы предложили?
- Я бы предложил Президенту Ельцину объявить своим указом передачу рабочих мест в кредит всем, кто работает на производстве, как в собственность. Распределение собственности должно идти таким образом, чтобы менеджеры получили 25-30%, рабочие и непосредственные исполнители получили порядка 45% и какой-то процент, скажем 20-25, пустить в свободную продажу.
- Святослав Николаевич, большая часть населения продолжает видеть в вас реального будущего премьер- министра России. Вы человек с большим авторитетом. Не жалеете сейчас, что не стали премьер-министром тогда, чуть больше полугода назад?
- Нет, не жалею. И я бы в этой ситуации не смог ничего сделать, когда парламент отвергает основное право человека - иметь кусок земли. Сегодня для того, чтобы купить землю и построить, допустим, небольшую клинику на окраине какого- нибудь российского города, мне придется ехать в США, получать американское гражданство, а потом возвращаться в Россию и покупать в Мытищинском районе 2-3 га земли.
- Но ведь пока земля реально не продается иностранцам?
- Нет, но Б. Н. пообещал в Америке, что каждый зарубежной инвестор сможет приехать и купить в нашей стране несельскохозяйственную землю, а я до сих пор этого права не имею и, наверное, не скоро его получу.
Получу, быть может, только тогда, когда из парламента уйдут все бывшие номенклатурные работники, у которых мозги поменять невозможно, и придут новые.
- У парламента реальная власть, вряд ли он самораспустится.
- Значит, надо провести референдум и на нем решить вопрос, чтобы деятельность парламента ограничивалась двумя годами. Ведь ситуация в стране меняется быстро.
- Вы принесли в редакцию для ознакомления книгу "Взаимодействие людей в процессе работы", не могли бы вы немного о ней рассказать?
- Да, это замечательная книга. Крупные американские экономисты пришли к выводу, что практически заставить человека работать хорошо очень трудно, надо, чтобы он сам захотел это делать, а для этого он должен знать цель, ради которой он работает. Вот почему его нужно сделать участником прибыли, чтобы он знал, что его зарплата зависит от прибыли предприятия, от того, насколько экономно он работает, насколько интенсивно работают его друзья рядом.
- Вы ищете для этой книги издателя?
- Да, и я думаю, что надо ее срочно опубликовать и не меньше, чем миллионным тиражом.
- Наше издательство готово взять на себя издание этой книги. Но где взять спонсоров? Нужна бумага, есть много других проблем. Хотя, может быть, после нашего с вами разговора спонсоры найдутся.
- Надеюсь. Эту книгу надо читать и членам нашего правительства, потому что в ней заложена новая философия управления людьми через их интерес. Если бы рабочие места у нас принадлежали людям, не было бы демонстраций около Останкино, не было бы этой войны в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, потому что, когда люди имеют свою собственность, им некогда воевать, они заняты тем, что создают свое благополучие.
- Святослав Николаевич, в последний раз мы встречались с вами и Юрием Власовым. О многом говорили, и вот эта статья в "Правде"...
- Я к Юрию отношусь положительно. Но у меня такое ощущение, что он витает в области идеологии, в идеологической борьбе. А я считаю, основой общества является экономическая жизнь.
- Это не стало предметом ваших дружеских разногласий?
- Нет, нет. Власов честный человек. Он ищет свой путь, я ищу свой путь, вы - свой. Главное, чтобы мы были честны в своих намерениях, чтобы мы хотели, чтобы людям стало лучше. Он искренен и считает, что либерализация цен - это ограбление народа. Но когда начинаешь анализировать, какие законы позволяли бы внедрить рыночную экономику в этом государстве, кроме рыночной цены, оказывается - нет таких законов.
- Не напугали ли вас последние выступления коммунистов?
- Меня это абсолютно не напугало. Естественно, что многие люди привыкли к определенному строю, они всю жизнь говорили о равенстве. И это стало своеобразным психическим заболеванием. Они ведь не могут вылечиться сразу.
- Святослав Николаевич, поговорим теперь о военно- промышленном комплексе. Наша страна - это ведь сплошной ВПК. Как свернуть ту гигантскую махину с огромным количеством людей, которые, естественно, не хотят быть выброшенными на улицу?
- Если завод ВПК вы передадите коллективу, рабочим и инженерам, уверяю вас, что через два-три месяца они начнут выпускать нужную, мирную продукцию. У них ведь все есть. Люди сразу начнут что-то придумывать. То есть спасти страну может только интеллект миллионов людей, профессионализм нации. А он вполне достаточен, чтобы вывести страну хотя бы на средний уровень жизни.
- Как чувствует себя сегодня ваш коллектив? Мы с вами знакомы еще с той поры, когда на вас писали всякие пасквили.
- Особых неурядиц у нас в коллективе не было. На меня писали какие-то организации, институты и т.д. Это потому, что мы всем мешаем, как бельмо на глазу. Представьте, у нас медсестра получает 12 тысяч, врач - 25-30, менеджер - 40-45 тысяч. Но это же заработанные деньги. У нас почему-то считают, что зарабатывать много нельзя, а если кто зарабатывает много, то это незаконно.
- Вы ощущаете свою талантливость или вы считаете это все само собой разумеющимся?
- Я могу сказать о себе, что я просто человек здравого смысла.
Смотрите также:
- Мы можем жить долго и хорошо, уверен мировой судья Александр Мышляев →
- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. "К вождям притягивается дерьмо" →
- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Самое опасное позади?.. →