"Я - центрист, державник и либерал" - сказал в беседе нашему корреспонденту вице-президент России А. РУЦКОЙ.
О ДЕЛЕ
- Однажды вы сказали о себе: "Я - голый король". А сейчас вы голый или все-таки уже одетый король?
- Это было сказано в шутку. Сейчас у меня есть конкретное, очень интересное дело. А сначала действительно было тяжело: летчика-инженера "поставить" на сельское хозяйство - это все-таки немножко грустновато. На сессии ВС, когда объявили о таком решении Президента, по залу прокатился смех, примерно такой, как на остроты Хазанова.
- А вы могли бы отказаться от этой аграрной повинности? И предложить взять на себя армию, оборону, конверсию, то есть то, что вам близко по духу?
- Скажу откровенно: так как я закончил три высших военных заведения (с отличием), то просил дать возможность заняться реформой Вооруженных Сил, конверсией ВПК, инспекциями. На первом этапе мне эти комиссии были даны. Но потом, после моей поездки в Новосибирск, Барнаул, которую газеты назвали "сибирским дебошем военного летчика", у меня отобрали все эти комиссии.
- Зачем вам понадобился тот сибирский скандал?
- В своей предвыборной кампании я обещал сибирякам приехать к ним через полгода. Я сдержал слово и увидел, что в регионе ничего не только не улучшилось, но и резко ухудшилось. Вот тогда я и высказался весьма критично.
- Наивно думать, что что-то изменится за полгода. Аграрное дело стало вашим "персональным делом" 7 месяцев назад. И тоже фактически ничего в нем не улучшается, а только ухудшается: землю по-прежнему можно получить лишь за взятки, цены на сельхозтехнику неимоверны. И ваше командование не облегчило получение земли, и вы даже не постучали башмаком по трибуне, как Хрущев, чтобы привлечь внимание к селу.
- Башмаком стучать - не уровень политического руководителя. Я не понимаю слов "отдать" и "дать". Во всем должна быть система. Экономикой должны управлять не Советы, а финансы. "Ничего не сделано" - это не так. Закончена разработка документов по Земельному банку России. Это создаст систему управления земельными фондами, которые станут "работать" на крестьянина и на социальный облик села.
- Если вы будете крутиться вокруг только одной идеи и она не пройдет, то вы вновь окажетесь "голым королем", как Хрущев со своей кукурузой.
- Кукуруза и Земельный банк - это все-таки очень разные вещи. Учредителями Земельного банка, например в районе, становятся все землепользователи района. И именно через этот банк они заключают договоры, получают (под залог!) кредиты, ценные бумаги на свою собственность. Это дисциплинирует человека, так как ему надо отдавать кредит (а сегодня наиболее шустрые построили на сельхозссуды для себя дома, не произведя ни мяса, ни зерна. Земельный банк этого уже не позволит). Если земля предназначена для сельского хозяйства, то и сертификат будет сельскохозяйственный, и банк не разрешит использовать землю не по назначению. Все налоги остаются в этом банке, вся прибыль аккумулируется здесь, и таким образом создается оборотный капитал, то есть бюджет сельскохозяйственного района. В то же время банк защищает право собственности. Колхозы-совхозы получат сертификат коллективный, а уже в самом хозяйстве каждый получит паевой сертификат.
Дальше крестьянин уже может выйти со своим паем, может объединиться - это его дело. Но главное - мы создаем механизм привлечения кредитов и инвестиций в эту отрасль, потому что здесь заработает залоговое право. Вот сегодня приходит фермер, просит кредиты, а подо что их ему дать?
- А если фермер вдруг раздумал быть фермером?
- Очень просто. Получив землю, фермер облагородил ее, что-то построил, а потом решил продать. Он идет в банк, предъявляет свой сертификат, ему оценивают разницу между первоначальной и теперешней стоимостью земли. Деньги - в кармане, и человек свободен. А банк подыскивает нового владельца.
- К сожалению, у нас даже прекрасные идеи не воплощались в жизнь...
- Я человек военный и всегда предусматриваю варианты. Один из вариантов - уменьшение сельхозпотерь (сейчас их до 50%). Тогда мы уменьшаем площадь обрабатываемой земли, сокращаем энергоресурсы, людские силы, а высвобождаемые финансы пускаем на проведение самой реформы.
Следующий шаг: создание крупных перерабатывающих центров. Чтобы создать перерабатывающий комплекс, необходимо 350 млн. руб. В одиночку его не купить. Есть ли смысл разгонять колхозы и совхозы, если на их базе - соизмеряя свои возможности, а не желания - можно создавать такие комплексы?
- Вас, как в старые добрые времена застоя, стали показывать в разъездах по колхозам, совхозам. Вы - в шикарном костюме, с шикарными усами - среди свиней? Зачем вы там?
- Секрет шикарных костюмов прост: по старой армейской привычке я их каждое утро глажу.
Эти поездки имеют большой смысл. Я беру с собою ученых, которые пишут аграрные программы и делают это нередко наукообразным языком. Я их потом спрашиваю: поймут ли эти крестьяне ваши заумные статьи и речи? Не поймут - значит, давайте, ребята, переделывайте. Мы должны убедить людей, сделать их своими единомышленниками, а значит, говорить с ними надо на одном языке. В поездках я спорю с людьми, прокатываю на них свои идеи, чтобы потом подкорректировать их.
- Не приходится ли вам консультироваться по аграрным вопросам с идеологом села Лигачевым?
- Нет, конечно. Нельзя путать прогнозирование и анализ с идеологией.
- На сегодня ваш имидж таков, что вы всем нужны. Одни вас хотят сделать спикером, другие - главой "теневого кабинета", третьи - премьером. Как вы относитесь к этому?
- Какой-то кабинет возглавлять я не собираюсь. Я центрист, державник. Я хочу людям доказать, что нам нужна не шоковая, а либеральная реформа при сильной власти.
О ПОЛИТИКЕ
- Ваше политическое лицо?
- Я либерал.
- Чего ваша душа желает?
- Чтобы Россия встала с колен, стала державой, а не империей зла, чтоб человек стал личностью, чтоб жил не под влиянием страха, а уважая закон и власти. Чтобы мы перестали все время создавать сложности, а потом с ними бороться, чтобы мы перестали бояться слова "патриот" и проявления любви к Отечеству. Чтобы мы правильность реформ стали доказывать не Западу, а своему народу.
- Вольский, Травкин и вы в одной лодке - в "Гражданском союзе". Вы все такие разные, и, думаю, когда дело дойдет до дела, никто из вас не захочет уступить другому лидерства.
- Мы не ставим перед собой цель захвата власти, получения лидерства. Меня устраивает эта должность - вице-президент. Мне сейчас 45 лет. На 4 года я избран на этот пост, а если еще на один срок, то мне будет 54. За эти 9 лет, если они мне будут отпущены Богом, я стану еще более зрелым, лучше научусь разбираться и в ситуациях, и в людях. Так что у меня есть время. А сегодня моя цель - стать единомышленником со своим народом, прежде всего в том, что другой Родины нам никто не даст.
- Идея "Гражданского союза" - пройти по центру, как Христос по воде, не замочив ног?
- Сегодня любые крайние векторы могут создать условия для гражданской войны. И цель нашего "Союза" - не допустить ее, не дать развалить страну, ориентировать реформы на либерализм.
- Однажды вы назвали себя вице-президентом-порученцем. А ведь власть не дают, ее берут. Одному дай волю, так он две возьмет, а что же вы?
- Я сказал, что наша Конституция предусматривает эту должность как порученца. А что касается власти, то, знаете, я две власти не хочу, потому что в отличие от некоторых нынешних руководителей я накомандовался до одури, пройдя путь от рядового летчика до заместителя командующего армией.
- Сколько, по вашим прогнозам, продержится это правительство?
- Если оно не поймет, что надо переориентироваться с радикализма и шоковой терапии на либерализм, то недолго.
- Возможен у "ГС" какой-то альянс с нынешним правительством?
- На днях за рубежом опубликовано высказывание Гайдара о том, что он не намерен сотрудничать с центристами. Недавно в разговоре с ним я сказал: "Разработку нашей "центристской" программы делают твои однокашники, руководит ею твой учитель, посмотри, Егор, может быть, они тоже правы!" Нельзя прыгать в воду, не зная глубины. Так и с нашей реформой. Общаясь с людьми, я услышал нормальные человеческие рассуждения, к которым почему- то невосприимчиво наше демократическое правительство. Нельзя отталкивать людей, иначе они пойдут на площадь - к Анпилову.
Некоторые представляют себе эти митинги, протесты как действие определенных политических лидеров. Нет! Политические лидеры пристраиваются к этому - да, но люди-то идут на митинги, выражающие протест, вследствие их социального положения.
Так что уважать можно только ту власть, которая выполняет обещания.
О СЕБЕ
- Как вам удается сохранить при напряженнейшей работе, судя по вашим же словам, такой свежий вид, бодрость?
- После десяти часов вечера я 4 раза в неделю "молочу" в теннис. И каждое утро бегаю по 2 - 3 км.
- Сколько вы получаете как вице-президент?
- 19 тыс. руб., без налогов - 14 тыс.
- У вас есть земля, огород?
- Конечно, на госдаче, где я живу, мы вспахали 10 соток земли, и там все растет - огурцы, помидоры, морковь, свекла, зелень. Хотя я возвращаюсь домой, когда уже темно, но все равно хожу со шлангом, поливаю. На меня смотрят, как на чокнутого. Но зато мы все свое имеем, на рынок не ходим.
- Чем вы помогаете своей матери?
- Она сейчас на пенсии. И мы с братом Мишей, он работает в Курске зам. начальника Управления внутренних дел, ей подбрасываем деньжат. Он - тысячу, я - две. Плюс пенсия. Мама говорит, что хватает.
- У вас, знаю, двое детей. Спорите ли вы с ними о политике, о своей работе? Как ваше младшее поколение оценивает вас?
- Постоянно спорим. Одному сыну 21 год, он учится в мединституте - круглый отличник, второму - 18, он в финансовом, был в суворовском училище.
Оба не курят, не пьют. "Умеренно" встречаются с девушками - только по субботам. По воскресеньям учат английский.
Младший - ярый государственник. Пикуля цитирует так, как я - "Золотого теленка". Возмущается гуманитарной помощью: свои богатства гибнут, а мы просим подаяния! По характеру он аналитик.
А старший - гуманист, врач, правда, немного демагог. У них бесконечные споры о державности. Младший - за, старший считает, что нечего ее жалеть.
- Сколько денег в вашей семье уходит на питание?
- Да почти все. И так у многих моих друзей. Мы носим одежду, которую купили раньше. Я служил в Германии, там купил костюмы, туфли, рубашки.
- И пошел в реформы.
- Я словно предчувствовал это время, давал команду жене: Люся, покупай одежду. Только это и выручает, так как к нынешним ценам и не подступишься.
- Вы в семье счастливы?
- Да, хотя я вредный человек. Жена считает, что я, старея, становлюсь занудой.
- Вы кто по гороскопу?
- Дева.
- Недавно мы узнали, что наш Президент предпочитает коньяк. А вы?
- В меру - водочки лучше. Особенно после бани.
- Власть не только что-то дает человеку, но и забирает. Что она у вас взяла?
- Потерял личное время - для чтения, кино, театра. Когда жена устроит скандал, только тогда иду. Времени ведь нет!
Смотрите также:
- Интервью с премьер-министром России В. Черномырдиным. В. Черномырдин: "Мой дом - Россия" →
- И МЕТИТ В ПРЕЗИДЕНТЫ. А. Руцкой: "Очень уважаю Крючкова, Варенникова, Стародубцева" →
- Евгений Примаков: "Так жизнь сложилась" →