"Сильная инфляция не позволит построить рыночную экономику, а лишь создаст условия для подавления экономических и политических свобод," - сказал в беседе с нашим корреспондентом Е. ГАЙДАР.
- Егор Тимурович, но откуда же берутся обильные дешевые кредиты, которые получают промышленность и сельское хозяйство? Ведь они в основном стимулируют рост цен.
- За инфляцией стоят реальные интересы. На финансовых операциях сегодня легче всего делаются состояния, многомиллионные, и не в рублях, а в долларах.
Механика здесь несложная. Поднимается шум, что останавливается производство, в экономике нет денег, нужно срочно дать дешевые кредиты. Дали. И все они уходят... на валютный рынок - ведь лучше всего хранить полученные деньги в долларах. Так поступают и хлопкопрядильная фабрика, и тот, кому удалось за взятку чиновнику перехватить кредит, что бывает чаще. В результате цена доллара растет, а рубль дешевеет. Поднимаются цены на импортные товары, а потом и на все остальное. Денег опять не хватает, опять шум: надо еще поддержать промышленность. Даем. И снова повторяется весь цикл. Инфляция воспроизводится и воспроизводится.
Есть огромный интерес в том, чтобы сохранить вот эту массовую нестабильность. Немыслимо трудно зарабатывать деньги в стабильной, нормальной рыночной экономике. Для этого нужно иметь воображение, знание рынка и т. д. А в такой, как у нас, мутной воде, чтобы сделать состояние, нужна элементарная нахрапистость, авантюризм, хорошая способность давать взятки.
Есть огромная мировая экономическая история. Но ни разу в ней не было так, чтобы в условиях высокой инфляции вдруг откуда-то начинало расти производство, а потом на этой основе снижалась инфляция. Этого нет, не было и быть не может. В условиях высокой инфляции вся предпринимательская активность неизбежно переключается не на долгосрочные инвестиции, а на чисто финансовые махинации. Это настолько очевидно, азбучно, что не знать этого нельзя. Поэтому люди, которые отстаивают этот тезис, как правило, сознательно фальсифицируют факты. В основном для того, чтобы создать идеологический фон для личного обогащения. Эти люди "давят" через отдельные государственные, правительственные структуры и органы, через отраслевые лобби, через ВС, ЦБ.
- А что, по-вашему, нужно, чтобы начался подъем производства?
- Финансовая стабильность и четко определенные отношения собственности.
Производство будет расти, когда предприниматели захотят вкладывать деньги в производство. Для этого нужны стабильные финансы. Пока есть возможность зарабатывать на финансовых спекуляциях и пока все вложения предельно рискованны, так как собственность не гарантирована, никакой рост производства невозможен.
- Наши предприниматели называют еще одну причину - непомерные налоги.
- Они совершенно правы. Чтобы экономика успешно развивалась, нужны более низкие налоги. Но для этого необходимо сократить государственные расходы. В прошлом году мы немало сделали в этом направлении, но абсолютно недостаточно. Осталось много неэффективных расходов. Например, субсидии для села. Значительная часть выделенных средств до села не дошла, осела в финансовых, коммерческих структурах.
При этом нас до сих пор бьют, что мало село субсидировали. И ссылаются на то, что во всех странах селу помогают. Да, в США на это идет 0,2% от валового национального продукта (ВНП), в Европейском сообществе 1% ВНП. А мы давали 10% ВНП! 10 коп. с каждого рубля у вас вынимают только дотации. Это без обороны, культуры, здравоохранения, образования и т. д. Какая же экономика все это выдержит?
- Сейчас разные политические партии выдвигают свои экономические программы. Могли бы вы их прокомментировать?
- То, что я видел, - это набор мер, способных развалить нашу экономику.
Например, идея вернуть директивное планирование, а значит, Госплан и Госснаб - это способ создать хаос в народном хозяйстве. Ведь нужно воссоздать прежнюю структуру управления, контроля, обеспечения. А у предприятий уже свои поставщики, свои контракты с поставщиками и заказчиками, контракты со своими заводами и т. д. Сегодня ударить их, как дубиной по голове, этим Госпланом - примерно то же, как их ударили в 1992 г. свободными ценами, свободными договорами. Но они уже это пережили, адаптировались. И возвращать их к прежним принципам работы - значит внести реальный хаос в народное хозяйство.
Есть в этих программах и немало предложений, как быстро и легко решить кучу проблем.
Одно вселяет оптимизм: за последние годы наш народ, по- моему, приобрел иммунитет к обещаниям дать все и сразу.
- А как вы относитесь к идее правительства национального согласия, где были бы представлены разные политические партии?
- Я боюсь, что правительство, которое устроило бы всех, кто хочет в него войти, крайне быстро разочаровало бы общество по результатам работы. Это правительство, которое заседает по 8 часов, обсуждает все точки зрения, принимает решения голосованием и потом отменяет их. Но тогда должно быть еще одно, рабочее правительство.
- Если после референдума все останутся на своих местах, как, по-вашему, будет складываться у нас экономическая ситуация?
- Мы будем иметь политическую конфронтацию, а это всегда очень вредно для экономики.
Ну, что касается производства, то с сентября оно держится приблизительно на одном уровне, только немножко колеблется. Я надеюсь, что это положение сохранится в ближайшие месяцы.
А что касается инфляции, то здесь много будет зависеть от того, сколько пустых обещаний раздадут противостоящие стороны во время политических баталий.
Смотрите также:
- НАДО НАЙТИ ИСТОЧНИКИ, КОТОРЫЕ СГЛАДИЛИ БЫ ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. В экономике демократия-это рынок →
- КОММЕНТАРИЙ. Колесо заскрипело? →
- Деноминация доверия →