Мало кто помнит, что самый первый Первомай, который потом уже стали праздновать как "день мира и труда", начался с бойни. Обыкновенной, а не в кавычках: 1 мая 1886 г. забастовали рабочие чикагских боен. Но в тот день забастовка и демонстрация закончились мирно. И только 3 мая пролилась кровь: полиция стреляла в демонстрантов. Было убито 5 и ранено 50 человек.
ЭТА давняя история не имеет, однако, ничего общего с тем, что случилось в Москве в минувшую субботу: убивали не демонстрантов, а блюстителей порядка. Не укладывается 1 Мая 1993 г. в понятие "праздник международной солидарности рабочего класса". В подавляющей своей массе московские рабочие вместе с прочими классами предпочли в тот день проявить солидарность с крестьянством и разъехались по садовым участкам. Москва, как перед нашествием Наполеона, была пуста.
То, что произошло на Ленинском проспекте, многократно с разных сторон показывали все программы ТВ. Все комментаторы сошлись на том, что подобного кровопролития в "красные дни календаря" не было за все годы советской власти. Правильно, не было. И не могло быть. Большевики с самого начала изолировали тех, кто мог организовать антиправительственные, то есть антибольшевистские демонстрации. Сами специалисты по подстреканию масс к насильственным выступлениям, коммунисты больше всех боялись именно их.
Вспомним страницы нашей недавней истории. Правофланговых на демонстрации (которые должны были проходить ближе всех к мавзолею) утверждали парткомы, а визировали райкомы. Мы просачивались на Красную площадь через "сито" из милиции, солдат, дружинников и кагэбэшников, которые выстраивались на Красной площади длинными цепями и зорко следили за каждым проходившим по ней демонстрантом. Точнее, пробегавшим. Потому что по Красной площади заставляли только бежать. Так, вероятно, труднее целиться в тех, кто стоял на мавзолее. "Быстрее, не отставайте, - покрикивали милиционеры, - потом отдохнете. У вас впереди три дня отгулов".
Мало кто знает, что помимо солдат, милиции, дружинников, в дни "народных волеизъявлений" на ГУМ, Исторический музей и Храм Василия Блаженного залезали кагэбэшники с винтовками с оптическими прицелами, готовые пристрелить любого, кто поднимет руку на вождей... Зато и порядок был.
Обо всем этом, по-видимому, забыли городские власти Москвы, когда готовились к нынешнему "красному дню календаря".
И на этот раз коммунисты перехитрили тех, кто хотел, чтобы его перехитрили. Иначе, выпуская ГКЧП на свободу до суда под подписку о невыезде, прокурор В. Степанков обязан был взять и еще одну подписку, которую обыкновенно берут с политических деятелей, замешанных в подстрекательстве к насилию, в антиконституционной деятельности и пр. Эта подписка содержит обязательство не заниматься политической деятельностью до суда. Но, возможно, в парламенте России есть люди, которые хотели бы попугать нас с вами "призраком коммунизма", а то и новой гражданской войны, чтобы сдвинуть баланс симпатий народа в свою пользу. Тем более, что на редкость удачно соединились в той первомайской демонстрации "выдающиеся советские партийные и государственные деятели" Лукьянов, Крючков и их более молодые духовные собратья в лице народных депутатов В. Анпилова, И. Константинова, М. Астафьева.