ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА: ПАРАДОКСЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ. Эротика и порнография: два лика богини секса

   
   

Если предметом серьезного исследования могут быть столь отвратительные явления общественной жизни, как коррупция и организованная преступность, почему бы без гнева и пристрастия не посмотреть на порнографию? Хотим мы того или нет, она уже "прописалась" в России и нашла своих поклонников и хулителей. Порнография, как часть человеческой культуры, пусть и не самая лучшая, имеет свою историю, свои законы, своих героев... Но скажет ли, кто- нибудь сегодня точно, что такое порнография?

Если оглядеться "с холодным вниманьем вокруг", можно без труда обнаружить массу парадоксальных ситуаций и сложностей, которые мы сами себе создали. Вот, например, одна из странностей человеческого общества: в нем запрещают изображение вещей, вполне допустимых в отношениях между людьми, и не обращают внимания на глубоко аморальные по своей сути процессы и явления (например в политике, в общественной жизни), с которыми все давно смирились.

ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ порнографии сегодня во всем мире пользуются немудреным тестом: изображение детородного органа "в походном положении" - эротика, "в боевом" - порнография. Трудно сказать, как отнесся бы к этому священник, а беспристрастная наука имеет свои критерии: возбуждает или не возбуждает. Впрочем, и он весьма относителен: у европейцев, например, внешний вид женских молочных желез считается более чем сексуальным. А где- нибудь на Таити продолжают полагать, что возбудить он может разве что голодного младенца.

История порнографии - это история борьбы с ней. Вообще без запретов не было бы и понятия такого - порнография. Непристойные с точки зрения сегодняшней морали и законности изображения появились на стене пещеры в каменном веке. В Греции и Риме было допустимо много: "Метаморфозы" Апулея не считались даже "романом с элементами эротики", хотя там и описано соитие женщины с ослом по ее страстному желанию. Считать ли это порнографией сейчас - тонкий философский вопрос.

Нелюбовь церкви к эротике общеизвестна. Например, великого испанского художника Бартоломе Мурильо однажды пригласили в святую инквизицию, чтобы он дал показания, почему это у Мадонны на одной из его картин видны голые пятки. Впрочем, не отставали и власти светские. В ходе кампании по борьбе, как бы мы сейчас сказали, с эротикой в искусстве саксонский герцог Фридрих Мудрый преследовал Лукаса Кранаха, чтобы тот перестал малевать богомерзких голых баб.

ПОРНУХА И ЗАКОННОСТЬ

В XIX веке особой щепетильностью в отношении "обнаженки" отличалась пуританская Америка. Например, почтовому ведомству США были даны широкие права - вплоть до перлюстрации отправлений - с целью перехвата подозрительной изопродукции. Чиновники были снабжены инструкциями, сформулированными для большей доступности в форме лозунгов типа: "Груди - да, соски - нет!", или: "Попа - да, наоборот - нет!"

Значительную часть XX века в Англии и США при судебных разбирательствах по отношению к литературе использовался так называемый тест Хиклина. Основанный на судебном прецеденте 1868 г., он гласил, что произведение может быть запрещено, "если общая его направленность имеет целью развратить тех, чей ум открыт для подобных аморальных влияний". Жертвами теста долгое время числились, например, "Уллис" Джеймса Джойса и "Любовник леди Чаттерлей" Д. Г. Лоренса.

Правда, наиболее существенные шаги к полной свободе самовыражения были сделаны в США. В 1964 г. Верховный суд разрешил опубликовать "Тропик рака" Генри Миллера, что основательно подрезало крылышки звездно-полосатой цензуре. После этого были без особого труда напечатаны такие "аморальные" книги, как "Лолита" Владимира Набокова и "Голый ланч" Уильяма Берроуза. Вышедший в 1970 г. доклад Президентской комиссии по порнографии рекомендовал отменить 114 федеральных законодательных актов и законов отдельных штатов, направленных против ввоза, производства и распространения порнографии, предназначенной для взрослых. Кинематограф, как всегда, шел своим собственным путем. Фильм, признанный всемогущими кинокритиками произведением искусства, будь он хоть трижды порнографическим по содержанию, как бы переходит в иную "весовую категорию". Все началось с киноверсии романа "Эммануэль". После долгих дебатов фильм все же получил широкий экран, и плотина была прорвана. Последующие достижения кинематографа лишь пополняли список разрешенных тем - "Ночной портье", "Последнее танго в Париже", "Империя чувств", "Калигула"...

ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ?

Без гнева и пристрастия разобраться в том, как влияет порнография на человека, попытались в семидесятых годах два гамбургских сексопатолога - Ф. Зигуш и Г. Шмидт. В результате экспериментов, проведенных с 600 мужчинами и женщинами, выяснилось, что после просмотра порнофильмов абсолютно все подопытные чувствовали себя более возбужденными, эмоциональными, "заведенными", агрессивными, а также шокированными, раздраженными, более или менее свободными. У обоих полов была также отмечена и физическая реакция: у мужчин наблюдалась эрекция, а у женщин отмечались увлажнение влагалища и "ощущения" в области половых органов. Тот факт, что большинство одновременно испытывали и возбуждение, и отвращение при просмотре порнолент, исследователи объяснили чувством вины за то, что люди смотрят нечто, не соответствующее общепринятым моральным ценностям. Вообще, чем строже человек придерживается общепринятого морального кодекса, тем более отрицательную реакцию вызывает у него порнография.

В принципе, порнография (причем чем "круче", тем сильнее) действует на мужчин и женщин одинаково. При этом и те и другие испытывают куда более сильное возбуждение, если более активную роль в сексуальной сцене играет лицо одного с ними пола. Но, как выяснили американские исследователи, каждый пол предпочитает "свою" порнуху. Мужчины, согласно данным университета штата Джорджия (1977 г.), сильно возбуждаются от показа сцен изнасилования, когда героиня- жертва вместе с оргазмом испытывает боль. Женщины напрочь отвергли такую порнографию. Объясняется это тем, что женщина при просмотре порноленты, как правило, ассоциирует себя с героиней.

Нынешний поток порнографии все явственнее распадается на специализированно мужскую и столь же избирательно - женскую.

Эммануэль Арсан, автор знаменитого романа "Эммануэль", то ли в шутку, то ли всерьез описала некое племя, обычаи которого допускают совокупление средь бела дня на улице, но всячески осуждают прилюдное принятие пищи. С точки зрения логики, смысла в этом ровно столько же, сколько и в наших запретах: что может быть у человека более интимное, чем акт пищеварения? В 1954 г. в Париже вышел роман Полин Реаж "История О", который вызвал фурор хотя бы потому, что был написан женщиной. Его автор сказала в одном из интервью: "Я считаю абсолютно скандальным, что запрещают порнографическую литературу. Дайте людям читать или смотреть то, что они хотят. Не эти люди совершают преступления. Точно так же, как и концлагеря придумали не те, кто читал Сада. Это сделали люди, которые де Сада никогда не читали..." Кстати, факт недавней публикации в России "Истории О" потрясений не вызвал.

Так что же такое порнография? Исчерпывающего ответа не дадут ни медики, ни юристы, ни критики и ни режиссеры с писателями. Возможно, ближе всех к истине историки, которые утверждают, что "порнографией" в Европе два столетия назад назывались книги, посвященные борьбе с проституцией.

Смотрите также: