РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ НА ТАДЖИКСКОМ РАСПУТЬЕ. Нет мира на Памире

   
   

Вполне вероятно, что через несколько лет историки, оглядываясь на события последних дней, оценят 13 июля 1993 г., как поворотную дату в отношениях между Россией и Средней Азией. В этот день, как известно, на таджико- афганской границе на Памире были убиты 25 российских пограничников.

О ТОМ, что Средняя Азия может сползти в пучину гигантской региональной войны, сопоставимой разве что с мировыми войнами, неоднократно предупреждали специалисты - востоковеды и журналисты. Дважды писали об этом "Аргументы и факты" (см. N 36 (1992 г.) и N 3 (1993 г.). Но потребовалась трагедия массового убийства российских солдат на 12-й погранзаставе, чтобы туда один за другим выехали "силовые" министры П. Грачев и В. Баранников.

Вопрос о том, оставаться ли России в Таджикистане, возможно, приведет к расколу российского общественного мнения, поставит российскую дипломатию перед очень непростым выбором.

Доводы в пользу ухода:

1. Таджикистан в настоящее время представляет собой иностранное государство. Нахождение на его территории российских пограничников - есть вмешательство в чужие внутренние дела, прикрытое Договором о дружбе и взаимной помощи и сопряженное с большими человеческими и материальными потерями.

2. Российские пограничники не смогут сдержать напор на границу, оказываемый теперь уже на нее с обеих сторон, и рано или поздно им все равно придется уйти.

3. Ни военная, ни экономическая помощь со стороны России, в каких бы размерах она ни оказывалась, не сможет остановить деструктивные процессы в таджикском обществе, как не может их остановить в Сомали и Югославии вмешательство сил ООН.

4. Российскому правительству есть на что потратить средства и без Таджикистана. Российский бюджет и так трещит по швам.

Доводы в пользу сохранения российского военного присутствия:

1. У России на южном фланге нет охраняемых границ, кроме тех, что принадлежали прежде СССР.

2. Уход с таджикской границы почти неминуемо ввергнет Таджикистан, а вслед за ним и другие республики Средней Азии и Казахстан в хаос, который царит ныне в Афганистане.

3. Как ни горьки нынешние людские потери, они все же меньше тех, что могут понести русские в случае вывода пограничников. Под удар будут поставлены миллионы наших сограждан, являющихся таковыми не по паспорту, а по языку и культуре.

4. Падение Таджикистана, а тем более других республик, непосредственно граничащих с Россией, под натиском моджахедов вынудит российское правительство приступить к строительству границы со Средней Азией, которое обойдется в астрономические суммы.

5. Дестабилизация Средней Азии вызовет искушение у правителей Ирана восстановить Великую Персию, включавшую в себя в древности, кроме самого Ирана, Среднюю Азию и Ближний Восток.

С другой стороны, тюркские народы под водительством Турции могут попытаться воссоздать Великий Туран - империю Чингисхана. Идеи возрождения древних империй вынашивают сейчас некоторые политики стран Азии.

Что делать?

Очевидно, что афганская "изжога" долго еще не позволит российским политикам и генералам слишком злоупотреблять военной силой в решении каких-либо заграничных проблем. Но то, что происходит сейчас в Таджикистане, весьма напоминает события, приведшие в конце концов к войне в Афганистане. Не покатиться еще раз все по тому же кровавому желобу российской дипломатии невероятно трудно.

И все же шанс на урегулирование таджико-афгано- российского конфликта есть. На наш взгляд, он состоит в следующем:

1. Немедленно поставить вопрос о Таджикистане в Совете Безопасности ООН. Влияние международного сообщества на события в мире сейчас огромно. На афгано-таджикской границе могут быть размещены наблюдатели ООН. Российские войска должны получить статус международных сил по поддержанию мира.

2. Убедить Среднеазиатские государства и Казахстан принять более активное участие в обеспечении безопасности афгано- таджикской границы. Соглашение от 2 сентября прошлого года об их участии в прикрытии границы фактически выполнено не было.

3. Не секрет, что в труднодоступных районах, например в Горном Бадахшане, граница не была полностью закрыта все 70 лет советской власти. Там же, в Горном Бадахшане, сконцентрированы сейчас главные силы оппозиции таджикскому правительству. Передав в руки местных властей охрану границы в Горном Бадахшане, обустроить новую границу там, где она может быть эффективно защищена от проникновения вооруженных отрядов.

Перечисленные меры носят в основном технический характер. "Главное же, - сказал мне в беседе высокопоставленный российский дипломат, отвечающий за контакты с азиатскими республиками СНГ, - попытаться убедить нынешнее таджикское правительство как можно скорее начать диалог с оппозицией, может быть, даже при посредничестве России".

На сегодня это кажется мало реальным. Ведь только на днях премьер-министр Таджикистана Абдуллоджанов заявил в Москве перед журналистами, что он отказывается разговаривать с теми, у кого "руки по локоть в крови", а Верховный суд Таджикистана запретил деятельность всех оппозиционных партий.

Нужно также всеми силами содействовать возвращению тех 60-70 тыс. таджикских беженцев, которые до сих пор находятся в Афганистане. Пока они там, нормализация обстановки в Таджикистане никогда не будет достигнута. Беженцы, не могущие самостоятельно добывать себе средства пропитания и живущие на подачки благотворительных организаций и стран, заинтересованных в нестабильности в Таджикистане, представляют собой прекрасный материал для формирования террористических групп и последующей их засылки "домой". Те же афганские беженцы, ушедшие с приходом советских войск в Пакистан, - яркий тому пример. Именно они и свалили, в конце концов, правительство Наджибуллы.

* *.*

В сложном, очень сложном положении оказалось российское правительство. С одной стороны, не оказывать материальной поддержки законно избранной таджикской власти оно не может. Но чем больше помогаешь, тем более независимо чувствует себя таджикское правительство, отказываясь пойти на переговоры с оппозицией.

А идти надо - другого выхода нет. И сейчас все зависит от искусства российских дипломатов, просто обязанных усадить враждующие в Таджикистане стороны за стол переговоров.

Смотрите также: