ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ. Обмен купюр: неужели все напрасно?

   
   

Важнейшие события прошлой недели на большей территории бывшего СССР были так или иначе связаны с развитием ситуации вокруг все того же обмена купюр 1961-1992 гг. выпуска. В прошлом номере "АиФ" мы привели ряд самых разных оценок этой акции. Сегодня публикуем особое мнение группы экспертов Правительства Российской Федерации.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Предпринятая акция грубо попирает фундаментальные права и свободы российских граждан, целый ряд статей Конституции и положений действующего законодательства относительно незыблемости и неприкосновенности права собственности вообще и права частной собственности в частности. Никто, кроме как по суду, не может лишать граждан, частные или государственные предприятия прав на принадлежащую им собственность, равно как и ограничивать их права по свободному распоряжению этой собственностью. Принадлежащее Центральному банку неотъемлемое право заменять одни денежные купюры другими (постепенно и с гарантиями для всех держателей банкнот) не имеет ничего общего с устроенной Банком попыткой тотальной реквизиции чужой собственности, конфискации не принадлежащих ему денег.

Предпринятая акция грубо попирает права граждан и предприятий государств рублевой зоны, имевших несчастье пользоваться советскими и российскими купюрами.

Поскольку эта акция нарушает целый ряд принципов международного права, равно как и международные соглашения, заключенные и подписанные Российской Федерацией, она способна вызвать целую серию исков к России, которые любой международный суд решит в пользу истцов за счет ответчика - России.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

Если принять за главную цель предпринятого обмена защиту от рублевой интервенции из стран СНГ, то эта акция была бессмысленной с самого начала.

Перед обменом в обращении внутри России находилось 5,1 трлн. руб. наличных денег, в том числе примерно 1,7 трлн. руб. старого образца. В рублевой зоне обращалось, по оценкам, 1,4 трлн. руб., в основном старого образца. Суммарный объем денежной массы старого образца во всей рублевой зоне (Россия плюс СНГ) составлял, таким образом, 3,1 трлн. руб. (48% от всей налично-денежной массы в 6,5 трлн. руб.), или 21 тыс. руб. на одного российского гражданина. Если же учесть, что Центральный банк какую-то часть старых денег заменил еще до начала обмена, то эта цифра будет еще меньше.

При установленном лимите в 35 тыс. руб. объем денежной массы, легально разрешенной к обмену, составил 5,2 трлн. руб. Даже в том случае, если обмен осуществят только взрослые граждане России, да и то не все (например, 100 млн. чел.), то теоретически к обмену может быть предъявлено 3,5 трлн. руб., что превышает все возможные оценки суммы денег старого образца. Таким образом, эта акция в принципе не могла сократить рублевую интервенцию из СНГ. После повышения же лимита обмена до 100 тыс. руб. на человека объем теоретически предлагаемой к объему суммы возрос до 15 трлн. руб., что в 2,5 раза превышает всю рублевую наличность как нового, так и старого образца и в 5 раз наличность старого образца.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ РОССИИ

Вместо сокращения налично-денежной массы в России обмен вызвал ее резкое разрастание. Подобно гигантскому пылесосу, она всосала на территорию России денежные купюры старого образца, которые обмениваются здесь на новые в среднем по курсу 2:1. В результате рублевая зона получает вдвое меньше новых российских рублей, а российские граждане - удвоенное количество старых рублей, которые они имеют полное право обменять в Сбербанке по курсу один к одному.

Таким образом, произошло резкое разрастание избыточного спроса в России при его сокращении в странах СНГ. Увеличенная денежная масса обрушилась на товарные запасы, вызвав почти уже забытый покупательский ажиотаж, резкий рост дефицита, ускорение инфляции.

Обмен купюр дезорганизовал работу торговли, сберегательных банков, финансовой сферы, практически остановил работу во многих отраслях. В полной мере проявился "эффект Павлова", когда страна не работала три полных январских дня 1991 г. Усиливающимся тенденциям стабилизации в финансовой, торговой, производственной сферах нанесен мощнейший удар. Полный экономический ущерб от этой акции для российского населения (потеря в очередях времени, здоровья и даже жизни людей, утрата или замораживание средств отпускников, командировочных, мигрантов, мелких товаропроизводителей, крестьян) не поддается точной оценке.

Обмен купюр полностью подорвал доверие к Центральному банку и самому рублю как средству накопления и инвестиций. Уже резко усилилась и еще более усилится тенденция бегства от рубля к доллару.

Крупным заблуждением, широко распространяемым в последние дни, является утверждение, будто бы эта акция отделила рублевую зону от России и ввела национальную валюту России. Она этого не сделала, да и в принципе не могла этого сделать. Целый ряд республик заявил о своем намерении остаться в рублевой зоне. России по-прежнему придется снабжать их рублевой наличностью, но теперь уже новой, российской.

КРИМИНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Проведенная аудиторской фирмой "Куперс энд Лайбранд" комплексная проверка обнаружила огромные провалы в целом ряде статей баланса Центрального банка, которые не были каким-либо разумным образом объяснены его руководством. Тщательное исследование может пролить свет на подлинные масштабы финансовых махинаций.

Очевидно, одним из важнейших направлений таких махинаций стали поставки наличности в страны СНГ. После фактического замораживания технических кредитов рублевой зоне в конце апреля Центральный банк развил чудовищную активность по выдаче наличных денег. По неполным официальным данным, за три месяца - с 21 апреля по 28 июля - странам СНГ без какого бы то ни было согласования с Правительством и парламентом было передано бесплатно, без всяких условий 580 млрд. руб., в том числе Казахстану - 260 млрд. руб., Узбекистану - 122 млрд. руб., Туркменистану - 71 млрд. руб. Какие комиссионные были за это получены и кем - тема отдельного разбирательства.

В течение нескольких "горячих" дней июля целый ряд коммерческих структур, банков, меняльных контор, просто перекупщиков валюты, равно как и Сбербанк, сделали фантастически выгодный бизнес с невиданно высокой рентабельностью. Целенаправленная утечка информации для "особо приближенных" только увеличила как размер прибыли таких коммерческих структур, так и масштабы ее платы информированным лицам.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ДЕЛА

Безотносительно к тому, как оценивать глубинный замысел организаторов акции, фактическое ее проведение нанесло серьёзный политический ущерб как Правительству в целом, так и лицам, прямо или косвенно поддержавшим это решение.

Блестяще воспользовались совершенной Правительством ошибкой Р. Хасбулатов и А. Руцкой. В результате впервые общественное мнение объективно оказалось на стороне парламента против Правительства и Президента, а рейтинг вице-президента опередил рейтинг Президента.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

   
   

Реакция иностранных государств и мировой общественности - глубочайшее недоумение относительно совершенного абсурдного акта. Страны "семерки" и основные международные финансовые организации высказали серьезную озабоченность событиями в России и поставили под сомнение выполнение программы поддержки российских экономических реформ, обсуждавшейся в Токио.

Незаконно разорвав в одностороннем порядке десятки соглашений со странами СНГ, Россия вынуждает их отвечать на эту акцию незаконными действиями. Во всяком случае теперь любые их действия против России и русскоязычного населения в самих республиках получат логическое обоснование и моральную поддержку.

МОРАЛЬНАЯ СТОРОНА ДЕЛА

До настоящего времени у Президента и Правительства было огромное моральное преимущество по сравнению с предшественниками и оппонентами. Как бы ни было трудно, они были честны с народом и говорили ему горькую правду даже тогда, когда были неправы или ошибались. Именно это народное доверие поддерживало Президента все это время - и в августе 1991-го, и в апреле 1993-го. Сейчас этому доверию нанесен сокрушительный удар. Если положение не исправить немедленно, восстановить его будет уже невозможно.

Необходимо публичное выступление Президента, в котором будут даны разъяснения относительно проведенной акции, ее причин, названы организаторы и виновники.

Смотрите также: