Расскажите об экономическом сотрудничестве между СССР и Румынией.
К. Букин, г. Кимры.
Экономическое сотрудничество является одной из основных и динамичных сфер советско-румынских отношений. Этому способствует неуклонный рост экономического и научно-технического потенциала обеих стран, их участие в коллективном сотрудничестве стран - членов СЭВ.
Интенсивно развивается советско-румынская торговля. С 1950 г. товарооборот между нашими странами возрос более чем в 11 раз. Только за истекшую пятилетку объем взаимных поставок товаров увеличился на 82% и составил 10,5 млрд. руб. Торговым соглашением на 1981 - 1985 годы он определен в объеме свыше 17 млрд. руб. Это означает рост на 65% по сравнению с фактическим уровнем прошлой пятилетки. Итоги двух лет текущей пятилетки свидетельствуют об успешной в целом реализации долгосрочного соглашения.
Румынская сторона неоднократно подчеркивала особо важное значение для СРР экономических связен с Советским Союзом, который занимает первое место во внешней торговле Румынии. На его долю приходится пятая часть общего румынского внешнего товарооборота. Советский экспорт в СРР представлен различными машинами и оборудованием, в том числе станками, кузнечно- прессовыми механизмами, энергетическим, горно- шахтным и металлургическим и др. промышленным оборудованием.
Важное значение для Румынии имеет то, что за счет советского экспорта обеспечивается значительная часть ее народнохозяйственных потребностей в топливе и сырье, дефицит которых она испытывает в настоящее время. Так, в последние годы доля советских поставок в румынском импорте железорудного сырья и чугуна составляла 60%, ферросплавов и кокса - 40%, угля - 29%. СССР поставляет СРР также прокат черных металлов, значительные количества газа, целлюлозы, асбеста, хлопка и другого сырья.
В свою очередь Советский Союз является одним из главных импортеров изделий румынской промышленности. Так, в истекшей пятилетке СРР реализовала на советском рынке около 50% экспорта электромоторов и сельскохозяйственных машин, 30% морских и речных судов, 25% нефтеперерабатывающего оборудования, 45% мебели, значительную долю химических продуктов, швейных и трикотажных изделий. В СССР осуществляются также поставки румынских сельскохозяйственных и пищевых товаров. В целом доля машин и оборудования в советско- румынском товарообороте составляет около 30%.
Румыния проявляет заинтересованность в развитии торговли с Советским Союзом и особенно в расширении советских топливно-сырьевых поставок.
Один из наиболее прогрессивных и перспективных резервов дальнейшего развития экономических связей между нашими странами заложен в сотрудничестве в области специализации и кооперирования производства на основе как двусторонних, так и многосторонних соглашений. Пока же доля специализированных поставок в советско-румынском товарообороте составляет около 11%. Фактором, призванным способствовать активизации этого процесса, служит подписанная в мае 1980 г. Долговременная программа развития специализации и кооперирования производства между СССР и СРР на период до 1990 г. С целью ее конкретизации и реализации разработан ряд отраслевых подпрограмм и подписаны соответствующие соглашения.
Видное место в советско-румынском экономическом сотрудничестве занимало и продолжает занимать техническое содействие, оказываемое Советским Союзом в строительстве в СРР промышленных объектов. За послевоенные годы при советском экономическом и техническом содействии сооружено свыше 120 предприятий и объектов, причем в таких ключевых отраслях экономики, как металлургия, энергетика, машиностроение, химия, нефтехимия, строительство и др. "Эти предприятия выпускают сейчас 59% всего производства в Румынии блюмов, слябов и заготовок, 70% - горячекатаного стального листа, 71% - стальных труб, 64% - синтетического каучука, 59% - кальцинированной соды, 47% - электроэнергии.
Развиваются советско-румынское научно- техническое сотрудничество и кооперирование.
Программой на 1981 - 1985 гг. предусмотрена разработка около 140 проблем и тем, охватывающих практически все важнейшие отрасли народного хозяйства обеих стран. Ее реализация позволит создать около 50 образцов новых машин, оборудования и приборов, 33 новых или усовершенствованных технологических процесса, около 60 комплектов технической и проектной документации.
Советско-румынское экономическое сотрудничество вносит вклад в укрепление экономического потенциала обеих стран, всего социалистического содружества, оно отвечает интересам народов Румынии и Советского Союза, всех стран социализма.
* * *
Буржуазная пропаганда не устает твердить о том, что в нашей стране не учитывается общественное мнение при выработке государственных законов и принятии важных решений. Хотелось бы знать: каковы формы выражения общественного мнения в нашей стране?
М. Левченко, пропагандист, Херсон.
В СССР постоянный учет общественного мнения закреплен в Конституции как одно из направлений дальнейшего развития советской демократии.
В нашем обществе сложилась разветвленная система методов и форм выражения общественного мнения. Советские люди высказывают свои суждения, критические оценки на собраниях, при анкетных опросах, в беседах с должностными лицами и народными депутатами, в письмах, адресованных партийным и государственным органам, общественным организациям, редакциям газет и журналов.
Показательны, например, такие цифры: за 5 лет между XXV и XXVI съездами КПСС в ЦК партии поступило свыше 3 млн. писем, а в приемной ЦК побывало почти 100 тыс. человек. За это нее время местными партийными органами рассмотрено 15 млн. письменных и устных заявлений граждан.
Основными адресатами писем, если иметь в виду их количество, являются средства массовой информации. Только в редакции газет ежегодно приходит 60 - 70 млн. писем читателей. Они широко представлены на газетных страницах.
Публикуя эти письма, средства массовой информации тем самым выступают в качестве рупора общественного мнения. Однако и неопубликованные письма также служат выявлению общественного мнения по той или иной проблеме. В Грузии, например, при ЦК Компартии республики создан центр по изучению, прогнозированию и формированию общественного мнения. Газета "Заря Востока" регулярно знакомит читателей с ответами на вопросы, интересующие общественность республики.
Принцип обязательной подотчетности депутатов избирателям и система наказов, высказанных на предвыборных собраниях, помогают лучше выражать мнения трудящихся.
Составляя планы экономического и социального развития и бюджеты, местные Советы учитывают эти наказы. Конституция СССР, обязывая депутатов регулярно отчитываться перед избирателями, дает населению право, не дожидаясь очередных выборов, отозвать депутата и заменить его другим, если он не выполняет наказов, недостаточно активно отстаивает интересы избирателей. Используя это право, избиратели с 1959 г. отозвали около 8 тыс. депутатов, не оправдавших их доверия, в том числе свыше 100 - из Верховных Советов союзных и автономных республик, 12 - из Верховного Совета СССР.
С учетом общественного мнения вырабатываются в СССР важнейшие законы и иные решения. Проекты их публикуются для обсуждения в массовой печати на языках народов советских республик. Например, в обсуждении проекта ЦК КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года" участвовало 120 млн. человек.
* * *
В последнее время, особенно в связи с предстоящими в ФРГ выборами, все чаще можно слышать о партии "зеленых". Расскажите о ней подробнее.
Л. Макарова, г. Жданов.
Партия "зеленых" - молодое, неустоявшееся движение, стало заметным в политической жизни страны в конце 70-х годов. Оно весьма неоднородно. В этом, очевидно, главная причина "размытости" политической программы. Его участников в основном объединяет стремление к защите окружающей среды и, пожалуй, в несколько меньшей степени - недовольство внутренней и внешней политикой других западногерманских партий. Однако, несмотря на явную организационную и политическую рыхлость, "зеленым" удалось на выборах в пять земельных ландтагов преодолеть 5-процентный барьер и провести своих кандидатов. Так было недавно в Гамбурге и Гессене. По мнению обозревателей, так может быть и на выборах в бундестаг 6 марта.
Вопросу подготовки к этим выборам была посвящена федеральная конференция партии "зеленых", проходившая в ноябре прошлого года в Хагене. При выработке политической линии на этой конференции со всей очевидностью проявилась противоречивость движения "зеленых". Так, в одной из резолюций провозглашается "лояльность по отношению к правительству". Но в то же время отмечается, что "партия не будет избирать канцлера и поддерживать такое правительство, которое намерено продолжать осуществление атомной программы и гонки вооружений, представляющее угрозу для жизни человечества". В документе содержится и требование не допустить "довооружения" НАТО, выйти из блока, а также требование добиваться немедленной остановки всех атомных электростанций в стране.
Антивоенная направленность движения "зеленых" наряду с требованиями защиты окружающей среды явственна и очевидна, хотя и не всегда до конца последовательна. В качестве важнейших задач в случае избрания в бундестаг названы: отказ от продолжения строительства западной взлетно- посадочной полосы в аэропорту Франкфурта-на- Майне (она предназначена для американских войск), канала Рейн-Майн-Дунай, а также принятие срочных мер по охране лесов, против загрязнения рек и озер.
По инициативе "зеленых" недавно в Нюрнберге был проведен общественный "трибунал" на тему "Размещение оружия первого удара, политика гонки вооружений НАТО". "Трибунал", в котором приняли участие известные юристы, военные эксперты, сторонники мира из разных стран, осудил предстоящее размещение новых американских ядерных ракет средней дальности на европейской земле и выступил за последовательные шаги в целях достижения разоружения.
По вопросу о сотрудничестве с другими партиями на конференции "зеленых" проявились две точки зрения. Одни - "реформисты" - признают необходимость сотрудничества, в том числе и с профсоюзным движением, при условии, однако, что это не потребует компромисса в вопросе о размещении в ФРГ американских "першингов" и крылатых ракет. Другие - "принципиальная оппозиция" - требуют проведения "антикапиталистической политики", но самостоятельно, не сближаясь с другими партиями и организациями. Придерживаться "независимой позиции по отношению к политическим блокам" призвала, например, одна из председателей партии "зеленых" - Манон Марен-Гризенбах. Не должно быть иллюзии, сказала она, "будто взгляды "зеленых" и социал-демократов близки друг к другу". Вместе с тем участники конференции выступили, против создания "тотального государства ХДС" и выразили намерение "не допустить сдвига вправо, который становится все более заметным в стране".
Комментируя принятые на конференции в Хагене решения, еженедельник "Цайт" отмечает, что в них "слишком много теории". Тем не менее позиции "зеленых", особенно в условиях падения престижа некоторых крупных партий, могут стать важным фактором расстановки политических сил в ФРГ и на самих выборах и после них.
* * *
Насколько соответствуют реальности утверждения западных средств информации о том, что наша страна будто бы вступает в полосу серьезного топливно-энергетического и, в частности, нефтяного кризиса?
М. Гордый, г. Желтые Воды.
Такие утверждения совершенно необоснованны. Наша страна - одна из немногих - почти полностью удовлетворяет свои топливно-энергетические потребности за счет собственных ресурсов. В частности, если говорить о наших потенциальных нефтяных запасах, то они достаточна.
Сейчас меняется структура нашего топливного баланса. В XI пятилетке основной прирост топливных ресурсов будет обеспечен за счет газа, добыча которого возрастет на 200 млрд. м"sup"3"/sup", и за счет атомной энергетики.
Для осуществления намеченных планов в 1983 г. продолжится напряженная работа по строительству газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны. Будет также форсирован ввод новых мощностей на ряде атомных станций с тем, чтобы в течение XI пятилетки увеличить производство электроэнергии на АЭС примерно в 3 раза.
В дальнейшем большую роль в нашем топливном балансе призваны сыграть уникальные залежи каменного угля на востоке страны - в Канско- Ачинском, Экибастузcком и Южно-Якутском бассейнах, где уголь можно добывать наиболее выгодным - открытым способом.
XI пятилетним планом прирост добычи нефти в СССР определен в 27 млн. т против 112 млн. в X пятилетке. Но, заметим, речь идет не о снижении нефтедобычи, а лишь о замедлении темпов ее прироста.
Это, с одной стороны, вызвано тем, что осваиваемые промыслы расположены в труднодоступных районах. С другой стороны, в связи с обеднением пластов и более глубоким их залеганием для поддержания нынешнего уровня нефтедобычи на действующих месторождениях необходимо направлять для этого подавляющую часть капитальных вложений, выделяемых нефтяной промышленности.
На 1983 г. задание по добыче нефти предусмотрено в точном соответствии с пятилетним планом, а по газу даже на несколько более высоком уровне.
Как отметил на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. Ю. В. Андропов, в целом планируемый на нынешний год прирост первичных энергетических ресурсов - около 41 млн. т условного топлива - позволит обеспечить бесперебойную ритмичную работу всех энергосистем."
Ответы на вопросы подготовили: В. Поздняков, А. Сирота, А. Генин, Д. Ходжаев.
Смотрите также:
- ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Экономическая стратегия СССР на ближайшее десятилетие и план 1983 г. →
- СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ. НОВЫЙ ШАГ ВПЕРЕД →
- МИР СОЦИАЛИЗМА. СЭВ: новый этап сотрудничества →