АМЕРИКАНСКИЕ ВЛАСТИ, полагая, будто для СССР торговля с Соединенными Штатами жизненно важна, пытаются использовать ее в качестве инструмента политического и экономического давления на Советский Союз.
О том, может ли торговля с США повлиять на экономику СССР, красноречиво свидетельствуют цифры: в 1981 г. на долю Соединенных Штатов в объеме внешней торговли СССР пришлось всего 1,7%, что составило лишь около 0,15% нашего валового общественного продукта.
Советский Союз, понимая важность взаимовыгодной торговли в международном разделении труда и как элемента политики мирного сосуществования, последовательно выступает за полную нормализацию торгово-экономических отношений с США и их развитие.
Однако не такова позиция Соединенных Штатов.
СРЕДСТВО ДАВЛЕНИЯ
В конце 1974 г. конгресс США принял известную поправку Джексона-Вэника к закону о торговле, увязывающую предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования и государственных кредитов с вопросами эмиграции лиц еврейской национальности из Советского Союза. СССР отказался ввести в действие соглашение о торговле на вышеуказанных условиях, поскольку это было прямым вмешательством в его внутренние дела.
В связи с событиями в Афганистане в 1980 г., США ввели частичное эмбарго на экспорт в Советский Союз сельскохозяйственных товаров, полное эмбарго на поставки фосфорных удобрений, ужесточили ограничения на экспорт оборудования, заморозили деятельность совместной советско-американской комиссии по вопросам торговли, объявили бойкот Олимпийских игр в Москве.
В конце 1981 г. в качестве реакции на введение в Польше военного положения США запретили экспорт в СССР нефтегазового оборудования, а также всех других видов оборудования, на экспорт которого требуется отдельное разрешение (т. н. "индивидуальная лицензия"). Была в одностороннем порядке закрыта советская закупочная комиссия в Нью-Йорке, отложены переговоры по новому долгосрочному соглашению по зерну и соглашению о морском судоходстве, отменены полеты самолетов Аэрофлота.
Нынешняя администрация резко выступила против участия западноевропейских стран в строительстве экспортного газопровода Уренгой - Ужгород.
НЕДЕЛОВОЙ ПОДХОД
Основными направлениями достижения поставленных США целей в настоящее время являются ужесточение контроля за экспортом в СССР т. н. "высокотехнологических" товаров (т. е. таких, которые, по мнению американцев, прямо или косвенно якобы могут способствовать усилению советского военно-экономического потенциала), удорожание стоимости получаемых на Западе кредитов, а также подрыв советского экспорта в целях сокращения наших валютных поступлений.
Для реализации этих целей администрация Рейгана продолжает оказывать давление на Японию и своих союзников по НАТО, которые в отдельных случаях идут ей на уступки.
В результате советско-американская торговля за последние годы сократилась с 2,8 млрд. руб. в 1979 г. до 1,8 млрд. руб. в 1981 г. При этом наш экспорт в США значительно уступает импорту. Такое положение объясняется во многом дискриминационными нормами американского закона о торговле от 1974 г. Вследствие непредоставления Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования (взаимное предоставление его в настоящее время является нормой международного права, зафиксированной в Заключительном акте, подписанном в 1975 г. в Хельсинки), таможенные пошлины на ввозимые из СССР товары значительно выше пошлин, взимаемых с экспорта товаров других стран. Так, средний уровень таможенных пошлин по товарам номенклатуры советского экспорта в США составляет 15 - 20%, а для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, практически не превышает 5%.
Особенно высока степень дискриминации по машинам, оборудованию и некоторым другим товарам. Например, по металлорежущим станкам обычная пошлина составляет 6 - 10%, а для СССР - 30 - 45%, электромоторам - соответственно 5 и 35%, по шарикоподшипникам пошлины для СССР превышают обычные в 6 раз, по ферросплавам в 3 - 7 раз, по отдельным химическим продуктам - в 6 раз. Таким образом, дело не в низком качестве советских товаров, как утверждает западная пропаганда, а в сознательной дискриминационной. политике американских властей.
Факты красноречиво опровергают эти домыслы - доля машин и оборудования, импортируемых из США, составляет лишь сотые доли процента нашего валового общественного продукта. Разве с помощью США Советский Союз создал ракетно-ядерное оружие, военную и гражданскую авиацию, морской военный и гражданский флот, космическое оборудование и т. д.?
В советско-американской торговле в настоящее время значительный удельный вес занимают сырьевые товары, в частности встречные поставки фосфорных удобрений и аммиака, которые осуществляются на основе подписанного в 1973 г. сроком на 20 лет крупнейшего компенсационного соглашения с фирмой "Оксидентал петролеум".
Важным товаром в структуре советско-американской торговли являются зерновые, главным образом кормовое зерно. Из-за плохих погодных условий нам пока приходится прибегать к его закупкам. Вместе с тем после объявления США в 1980 г. т. н. "частичного эмбарго" на поставки зерновых, в результате чего был аннулирован ряд уже заключенных контрактов, доля наших закупок их в США в 1981 г. резко сократилась. Советский Союз сделал закономерный вывод, что не может полагаться на США как надежного делового партнера, и стал закупать большую часть зерна в других странах, в том числе и на основе долгосрочных соглашений.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Опыт показывает, что свернуть торговые отношения гораздо легче, чем их восстановить. Советский Союз не напрашивается, и вообще никогда не напрашивался, на торговые отношения с Соединенными Штатами. Он выступает за исправление сложившегося неблагоприятного положения в советско-американских связях.
У советских внешнеторговых организаций и американских фирм в принципе имеются большие возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества в таких отраслях промышленности, как нефтехимическая и химическая, металлургическая и легкая. Нашлось бы место для американских фирм и в тех отраслях, которые связаны с реализацией нашей Продовольственной программы, - пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и т. д.
Однако такое сотрудничество должно, естественно, вестись на условиях равенства, взаимной выгоды и при отсутствии дискриминации. Об этом ясно было заявлено советской стороной на проходившем 16 - 18 ноября 1982 г. в Москве VII заседании Американо-советского торгово-экономического совета - совместного органа деловых кругов СССР и США.
Это заседание явилось первым крупным мероприятием в советско- американских торгово-экономических отношениях за последние 4 года. В нем приняли участие свыше 250 представителей делового мира Соединенных Штатов от более чем 120 фирм, а также представители конгресса США. С советской стороны в нем участвовали руководители Министерства внешней торговли, а также ряда других министерств и ведомств.
В беседах с американскими участниками заседания советские представители подчеркивали, что официальная позиция, занятая США в отношении Советского Союза, естественно, сказывается и на торговле между нашими странами. Она подрывает доверие советских внешнеторговых организаций к американскому рынку. В таких условиях трудно ожидать существенного роста торговли, о каких бы товарах ни шла речь.
Мы стоим за развитие торгово-экономических связей со всеми странами, в том числе и с Соединенными Штатами. Но это возможно лишь на началах равноправия и взаимной выгоды. Другой основы быть не может.
КОГДА ОДИН ИЗ ТОРГОВЫХ ПАРТНЕРОВ "КАПРИЗНИЧАЕТ"... (Объем советско-американской торговли в млн. долл.)
Смотрите также:
- О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ "РАДИОГОЛОСА". Провал за провалом. Империалистическая политика "санкций" в 1917 - 1983 гг. →
- ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. Торговля СССР - США: искусственные барьеры и реальные выгоды →
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. КОКОМ: тайная война "мирными" средствами →