РАЗОБЛАЧЕНИЕ. ФИНАНСЫ И ПОЛИТИКА

   
   

На что расходовались денежные фонды "Солидарности"

Уже в течение нескольких месяцев подрывные радиостанции, вещающие на Польшу, и бюллетени, издаваемые подпольными антисоциалистическими группировками бывшей "Солидарности", ведут широкую кампанию по вопросу денежных фондов и другого имущества "Солидарности". Контрреволюционные элементы и их западные покровители яро протестуют против передачи этих средств в распоряжение вновь создаваемых профессиональных союзов и продолжают считать только себя их законными распорядителями.

Здесь сразу же следует оговориться, что средства, о которых идет речь, состоят не только и не столько из взносов членов бывшей "Солидарности", но и из доходов профсоюзов еще до ее образования, а также денежных инъекций, сделанных Западом в качестве материальной помощи контрреволюции.

Главным аргументом в этой кампании служит тезис: "деньги, собранные трудящимися, должны служить трудящимся". Факты и документы, однако, неоспоримо свидетельствуют, кому в действительности служили и на какие цели использовались денежные средства "Солидарности". Во второй половине прошедшего года Высшая контрольная палата ПНР на основе собранных материалов провела анализ финансовых документов региональных отделений этого псевдопрофсоюзного Объединения. Центральный орган ЦК ПОРП газета "Трибуна люду" от 25 апреля 1983 г. поместила статью Ежи Белецкого, в которой приводятся некоторые данные этого анализа.

Автор прежде всего обращает внимание на чрезвычайно быстрый рост и раздутые штаты административного аппарата "Солидарности". Аппарат этого объединения разросся до 40 тыс. человек и значительно превышал штаты существовавшего до 1980 г. Центрального совета профессиональных союзов (ЦСПС), его отраслевых и воеводских советов и управлений. Несмотря на то, что документация региональных управлений "Солидарности" велась крайне небрежно, анализ показал, что на конец ноября 1981 г. в центральном аппарате только в семи из них работала почти тысяча человек. Показателен рост числа административных работников "Солидарности" по сравнению с сентябрем 1980 г.: в региональном управлении в Быдгоще штаты, например, увеличились с 2 человек до 97, в Дольном Шленске - с 9 до 203. Таким образом, лозунги о борьбе с бюрократизмом, с чрезмерными штатами были сплошной демагогией экстремистского руководства "Солидарности".

Естественно, что с ростом административного аппарата значительно повысились и расходы на его содержание. Как следует из документов, собранных Высшей контрольной палатой, расходы на содержание аппарата "Солидарности" оцениваются в среднем в границах 30 - 40 проц. общих расходов.

Для сравнения в статье приводятся данные о том, что в 1979 г. общие расходы на содержание профсоюзного аппарата всех уровней - от профкомов до ЦСПС включительно - составляли всего 8,7 проц. от профсоюзных взносов. Следует учесть, что тогдашняя структура профсоюзов подвергалась критике - и во многих случаях обоснованно - за бюрократизм и раздутые штаты. Что же говорить о "Солидарности"?! Как пишет Е. Белецкий, налицо была беспрецедентная не только для Польши, но и для всего профсоюзного движения ситуация, когда на главные профсоюзные цели расходовались смехотворно малые суммы. Документы Высшей контрольной палаты свидетельствуют, что, например, в шести региональных управлениях "Солидарности", при общих расходах на сумму более чем 70 млн. злотых, на социальные цели было израсходовано только 1 млн. 281 тыс. злотых (т. е. 1,83 проц.). В региональном управлении Земя Кутновска на социальные цели было израсходовано только 0,7 проц. общих годовых расходов, а в региональном управлении Шленск Опольски еще меньше - всего 0,39 проц. Да и эти суммы шли только "своим".

Анализ финансовой деятельности "Солидарности" выявил множество примеров нарушений финансовой дисциплины и бесхозяйственности в профобъединении. Так обстояло дело, в частности, в сфере расходования подотчетных средств. В Гданьском региональном управлении, например, по состоянию на 31 мая 1981 г., числилось 66 человек, которые не рассчитались за полученные деньги на сумму 1 млн. 144 тыс. злотых. По состоянию на 12 декабря 1981 г., в трех региональных управлениях (в т. ч. и Гданьском) общая сумма выданных денег, по которым не было отчетности, составила 7,7 миллиона злотых, и сверх того 3,6 млн. злотых, израсходованных без соответствующей отчетности на организацию всепольского съезда "Солидарности"!

Значительную часть расходов поглощала информационно- пропагандистская деятельность: выпуск различного рода бюллетеней, листовок, плакатов, содержание которых, как правило, было далеко от профсоюзной тематики. Много средств расходовалось на полиграфическое оборудование и материалы, на закупку нелегальной литературы, на средства связи и обслуживания телексной сети. Документально подтверждено, что информационно- пропагандистские расходы поглощали около 30 - 40 проц. общей суммы расходов, однако на практике "профсоюзная" пропаганда поглощала значительно больше средств.

Уже давно не секрет, что именно из фондов "Солидарности" получали денежные средства различные антисоциалистические группировки, издательства, выпускающие антипольскую и антигосударственную литературу, пластинки, фильмы.

В статье приводится также ряд фактов, свидетельствующих о "пикантности" этой пропагандистской деятельности "Солидарности". Указывается, в частности, что некоему Т. Коженевскому за написание книги "Валенса" был определен к выплате гонорар: за сбор материалов - 40 тыс. злотых и по 10 тыс. злотых за каждый печатный лист книги, т. е. около 500 злотых за каждую машинописную страницу. Таких гонораров не получали самые известные польские писатели!

Убедительным фактом использования денежных средств "Солидарности" на несоюзные цели служит создание по решению ее Всепольской комиссии "сети" из представителей "Солидарности" на ведущих предприятиях, которая должна была играть роль консультативного центра всего профобъединения. Первоначально эта "сеть" занималась форсированной разработкой концепции т. н. "общественного" (а не государственного) предприятия, создавала собственные концепции выборов в местные советы и самоуправляемые органы, изыскивала аргументы против правительственных программ преодоления кризиса и стабилизации экономики и т. п. А в ноябре 1981 г. эта "сеть" занялась разработкой программы, устава и порядка создания т. н. "Польской партии труда", которая, как следует из этих "разработок", должна была поднять вопросы изменения существующей системы управления всеми сферами общественной жизни в Польше. Кто финансировал эту деятельность? Подрывные центры Запада и главари "Солидарности". Таким образом, согласно циничным расчетам руководителей бывшей "Солидарности" и их "друзей" с Запада, рабочий класс, все трудящиеся Польши не только должны были разрушить конституционные основы социалистического государства, но и еще оплатить эту акцию!

* * *

"Жолнеж вольности" о финансовых злоупотреблениях "Солидарности"

На что расходовались злотые, заработанные рабочими? Вернее было бы спросить, на что их не расходовали. Из профсоюзных фондов финансировались даже такие организации, как "Конфедерация независимой Польши", "Комитет лиц, преследуемых за убеждения", "библиотеки независимой литературы" и всевозможные "издательства", занимавшиеся исключительно выпуском антигосударственных и антисоциалистических материалов, а также съемками кинофильмов.

Вот лишь некоторые примеры.

* В мае 1981 года президиум Гданьского профцентра подписал договор с киностудией научных фильмов в Лодзи о съемках ленты "Декабрь 1970". Смета киноленты была определена на сумму 4650 тыс. злотых. Наличные деньги в размере 4344 тыс. злотых за снятый фильм были выплачены в 1982 г. уполномоченным воеводы Гданьска по вопросам имущества бывшего профсоюза.

* У псевдопрофсоюзных деятелей был широкий полет фантазии, они прекрасно забавлялись на чужие деньги. Вершиной "артистических" замыслов руководителей "Солидарности", была организация так называемого фестиваля "Запрещенные песни". Билеты стоили 200 злотых, аккредитация журналистов - 3000 злотых.

Анализ финансовых документов, сделанный Высшей контрольной палатой, показывает, что расходы на общую сумму 1,8 млн. злотых, связанные с организацией фестиваля, были покрыты кассой профсоюза, а поступления от продажи билетов в размере 1,9 млн. злотых переведены на банковские счета. Внешне, следовательно, все в порядке. Но есть небольшое "но". Финансовые органы установили, что от продажи билетов было выручено более 5,8 млн. злотых. Инспектора Высшей контрольной палаты ломают голову не только над загадкой, куда исчезло почти 3,9 млн. злотых. Такие же вопросы напрашиваются в связи с массовым производством и продажей различных профсоюзных сувениров - значков, брелоков, вымпелов и т. п. Все указывает на то, что здесь действовал мошеннический принцип "касса оплатит, рабочие покроют".

* Именно под таким девизом орудовали бывшие руководители бывшей "Солидарности". Они следовали мошенническому, свойственному плутам приему - "свояк работает в кассе". Достаточно было черкнуть на клочке бумаги "Настоящим собственноручно удостоверяю получение... злотых", и в зависимости от того, к какому кругу профсоюзной иерархии принадлежал человек, который чаще всего неразборчиво подписывался, он получал чек на сумму несколько сотен тысяч и даже миллионов злотых.

* На первом этапе организационная структура профобъединения была относительно простая и имела небольшой штат. Но наряду с расширением организации и изменением характера ее деятельности начал лавинообразно увеличиваться так называемый актив, причем за свою "общественную работу" эти самозванцы получали каждый месяц от 10 до 17,6 тыс. золотых. Касса выплачивала, особо не интересуясь, кому, сколько и за что платила деньги. Так, "свояк, который работал в кассе" нижнесилезской "Солидарности", раздавал рабочие деньги налево и направо. За "маленькую" сумму в 2,7 млн. злотых он организовал только в четвертом квартале 1981 г. два "крупных и отвечающих потребностям духовной жизни рабочего класса" мероприятия. Во вроцлавской опере, например, состоялся для "Солидарности" концерт и поставлена музыкальная оратория под названием "Сон презрения". Сон улетучился, а документы остались. Из них следует, что "представители артистического мира" оказались "артистами" в получении денег, "отхватив" от 40 до 210 тыс. злотых каждый.

* Пропагандисты из нижнесилезской "Солидарности" не жалели общественных денег на приобретение контрреволюционной "литературы". За кругленькую сумму в 8,2 млн. злотых (только во втором полугодии 1981 г.) они закупили более 300 наименований "ценных" книг и брошюр с характерными названиями типа "Террор и революция", "Советская оккупация" и т. п.

* Финансовый контроль, проведенный Высшей контрольной палатой, показал, что даже 10 млн. злотых, полученных в банке секретарем нижнесилезской "Солидарности" Чеславом Ставицким 30 марта и 9 апреля, не были возвращены ни в кассу профсоюза до 12 декабря 1981 г., и ни в банк. Да и зачем? Ведь руководители были "независимыми" и "самоуправляемыми", а тот факт, что деньги были рабочие, не имел особого значения в большой политической игре. Как не имела значения и вывеска, на которой было написано, что "Солидарность" является профсоюзом. Многочисленные клочки бумаги, выдаваемые за финансовые документы, которые были собраны инспекторами Высшей контрольной палаты в аппарате бывшей "Солидарности" во Вроцлаве, красноречиво показывают, что ее руководящий актив жил вразрез с провозглашаемыми идеями, но зато припеваючи.

* * *

"Продолжение сценария"-

под таким заголовком газета "Жолнеж вольности" пишет, что введение военного положения в Польше 13 декабря 1981 г. "привело в бешенство президента США. Разнервничались и обозлились штраусы и цимерманы, троцкисты из IV Интернационала, реваншисты в ФРГ, все, кто на нашей беде и задолженности хотел одним выстрелом двух зайцев убить", - подчеркивает газета. Они сбросили маску и обнажили волчьи зубы. В ход были пущены саботаж и экономическая диверсия, развязана ожесточенная клеветническая кампания. Вскоре к "концерту", передаваемому на волнах радиостанции "Свободная Европа" и других радиорупоров Запада, присоединились бывший профессор Высшей школы планирования и статистики в Варшаве, бывший посол в США Здзислав Рураж, а также Здзислав Найдер, бывший работник Варшавского университета. С марта 1983 г. бывший генеральный секретарь Польского экономического общества доцент Рафал Кравчик удостаивает нас своей болтовней на волнах радиостанции "Свободная Европа", пишет "Жолнеж вольности". Этот деятель не заметил до сих пор перелома кризиса в Польше и продолжает "советовать" то же самое, к чему стремились экстремисты из "Солидарности".

Сообщения агентства ПАП. 12 мая.

* Главная военная прокуратура направила в суд варшавского военного округа обвинительный акт против Здзислава Найдера, бывшего работника Варшавского университета, который с апреля 1982 г. заведует так называемой польской секцией радиостанции "Свободная Европа" в Мюнхене. Он обвиняется в проведении на протяжении ряда лет шпионской деятельности против ПНР в пользу разведки Соединенных Штатов.

* Военная палата Верховного суда рассмотрела дело Генрика Богуляка - бывшего сотрудника посольства ПНР в Париже, который в июле 1982 г. после дезертирства из польского дипломатического представительства предоставил себя в распоряжение французских спецслужб и передал им сведения, которыми располагал.

Верховный суд признал Г. Богуляка виновным в измене родине и приговорил его к смертной казни.

Смотрите также: