НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Успехи в развитии советской высшей школы

   
   

В 1914 г. в РОССИИ было 105 вузов, в которых обучалось 127,4 тыс. студентов. На 10000 населения страны приходилось всего 8 студентов. Высшее образование являлось привилегией имущих классов. Детям трудящихся путь к нему был практически закрыт. Не имели доступа к высшему образованию и все национальные меньшинства. На территории Белоруссии, Литвы, Молдавии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии вообще не было вузов.

Декрет СНК от 2 августа 1918 г., подписанный В. И. Лениным, провозглашал перестройку высшей школы на новых началах: отменил все национальные, сословные и другие ограничения, существовавшие ранее при приеме в вузы; в национальных республиках было разрешено преподавание на языке коренного населения. Ленинский план культурной революции, декреты Советской власти и последующие решения партии и правительства предусматривали коренную перестройку высшей школы.

Успехи в ликвидации неграмотности способствовали решению важнейшей проблемы - подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием для всех отраслей народного хозяйства и культуры. За 1918/28 гг. в стране было подготовлено 340 тыс. специалистов.

В годы довоенных пятилеток быстро росла сеть вузов и число студентов в них. На начало 1940/41 учебного года насчитывалось 817 высших учебных заведений, т. е. почти в 8 раз больше, чем в 1915 г. Численность студентов за это время возросла со 127 тыс. до 812 тыс.

За годы социалистического строительства в 40 раз возросла численность нашего студенчества, в 70 раз увеличился выпуск специалистов.

Если в 1914 г. вузы России выпустили всего 12 тыс. специалистов, то в 1981 г. в Советском Союзе высшее образование получили более 830 тыс. чел. Всего за 1918 - 1981 гг. высшие и средние специальные учебные заведения СССР подготовили 45 млн. специалистов, из них 17,3 млн. с высшим и 27,7 млн. со средним специальным образованием. До Великого Октября вузы функционировали в 21 городе, сейчас около 350 вузовских центров. В 892 институтах и университетах получают образование около 5,3 млн. человек. Ежегодно высшая школа направляет в народное хозяйство около 850 тыс. выпускников.

Велика роль высшей школы в развитии советской науки. Около половины всех научных кадров высшей квалификации - докторов и кандидатов наук - сконцентрировано в вузах. Они проводят научные исследования во всех областях современных знаний, привлекают к научному поиску студентов. Растут и крепнут творческие связи высшей школы с производством. Экономический эффект от реализации завершенных вузовскими учеными научных работ превышает 2,5 млрд. руб. в год.

Советский Союз, следуя своему интернациональному долгу, оказывает значительную помощь многим, в том числе и молодым развивающимся странам, в подготовке специалистов. За последние 15 лет число зарубежных студентов, обучающихся в Советском Союзе, выросло в 4 раза. В 1981/82 учебном году в вузах и техникумах нашей страны обучалось 86 тыс. посланцев из 146 стран. 8 тыс. зарубежных граждан прошли за этот год различные виды кратковременного обучения и научной стажировки в советских учебных заведениях и научных учреждениях.

В ходе выполнения планов одиннадцатой пятилетки первоочередное значение придается обеспечению кадрами высшей квалификации тех отраслей народного хозяйства, которые наиболее тесно связаны с осуществлением взятого XXVI съездом КПСС курса на интенсификацию экономики, интеграцию науки и производства, рост народного благосостояния.

Сейчас подготовку кадров для агропромышленного комплекса осуществляют более 400 вузов, среди которых ведущая роль принадлежит 104 сельскохозяйственным академиям и институтам, обучающим свыше 545 тыс. студентов.

На XXVI съезде КПСС были высоко оценены успехи, достигнутые системой высшего и среднего специального образования, однако было отмечено, что многое можно и нужно улучшать. Прежде всего это относится к качеству преподавания, укреплению связи с производством, более полному использованию научного потенциала вузов. Задачи, выдвинутые съездом, знаменуют качественно новый этап в деятельности высших учебных заведений, этап, более полно отвечающий возросшим потребностям страны в условиях перевода народного хозяйства на рельсы интенсивного развития.

А. БЕЛЯЕВА, доктор исторических наук, профессор;

А. АСТАХОВА.

Уровень образования населения СССР (в %) на 1000 человек, занятых в народном хозяйстве, имеющих высшее и среднее (полное и неполное) образование.

Рост уровня образования населения СССР по республикам (на 1000 чел., занятых в народном хозяйстве, имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование)

Смотрите также: