ЛИЦО "СВОБОДНОГО МИРА". ФРГ: неугодным - "волчий билет"

   
   

Руди Редер - машинист локомотива с семнадцатилетним стажем и коммунист, как и его отец. В 1974 г., когда наступил срок переаттестации Редера, он был приглашен на "собеседование". Его выспрашивали, каких взглядов он придерживается, как участвует в деятельности ГКП. С тех пор было еще девять таких бесед. Каждый раз от машиниста требуют выйти из рядов коммунистической партии. Лишь благодаря протестам общественности Руди продолжает водить поезда.

Городские власти Висбадена расторгли трудовой контракт с руководителем театра Петером Эбертом за то, что он поставил антифашистский спектакль, пользовавшийся успехом. Не помогли ни протесты коллег, ни заступничество зрителей.

Молодой электротехник Иохим Пернау работал в фирме по оборудованию сигнальных систем. Неожиданно он получил от правления уведомление: "Мы вынуждены отстранить Вас от работы". Год назад Лернау стал членом ГКП.

Список этот можно продолжить. Общее между этими людьми - они придерживаются прогрессивных убеждений. В современной ФРГ этого вполне достаточно, чтобы человек мог не только потерять работу, но и подвергнуться судебному преследованию. Основанием для него является постановление министра внутренних дел ФРГ, запрещающее прием на государственную службу политически неблагонадежных граждан, т. н. "радикальных элементов". Это решение стало известно во всем мире под названием "запрет на профессию".

В ФРГ насчитывается примерно 4 млн. государственных служащих. Они составляют пятую часть самодеятельного населения страны. Само понятие охватывает три категории лиц: чиновников, служащих и рабочих. Если чиновники представляют аппарат власти, то служащие - это главным образом учителя, университетские преподаватели, врачи, работники государственных учреждений. Основная масса рабочих занята на железных дорогах, федеральной почте, связана с деятельностью муниципальных властей.

Эта многочисленная группа западногерманских трудящихся давно находится под пристальным вниманием монополий - подлинных хозяев страны. Главное их требование - верность и преданность буржуазному строю, а следовательно, - капитализму. Политическая благонадежность - основной критерий при приеме на работу. Формально государственным служащим не запрещено членство в политических партиях, но принадлежность к коммунистической партии и поддерживающим ее демократическим организациям является "законным" основанием для увольнения или отставки. Притом, хотя на словах и декларируется защита государства и "справа" и "слева", на деле проводится жесткая односторонняя политика - ограничения касаются лишь прогрессивных организаций. "Попытки закрыть неофашистам - членам национал- демократической партии доступ к общественной службе, - писала газета "Оффен пост", - оказались безрезультатными. Во всех проведенных судебных разбирательствах решения всегда выносились в пользу членов НДП. По данным прогрессивной западногерманской прессы, 26 руководящих деятелей этой и других неонацистских организаций находятся сейчас на ключевых постах в высших эшелонах власти. По этому поводу журнал "Штерн" писал: "Настоящий правый ценится в нашей стране выше, чем предполагаемый левый. Во всяком случае, если он хочет поступить на государственную службу..."

"Вынюхивание мыслей", как окрестила эту кампанию прогрессивная общественность, приняло в стране широкий размах. Оно стало нормой политической жизни, орудием в соперничестве основных буржуазных партий в борьбе за власть. Характерно, что текст постановления о "радикальных элементах" почти слово в слово повторяет гитлеровский декрет о государственных чиновниках. Людей судят не за поступки, а за образ мыслей, что уже было во времена фашизма.

Недавно кассельский земельный суд вынес приговор по делу учительницы Сильвии Гингольд. Этот вопиющий вердикт стал примером для других судебных разбирательств.

Сильвия Гингольд родилась в семье антифашистов. Ее отец активно участвовал в движении Сопротивления, после войны был одним из авторов конституции земли Гессен. Сильвия с детства мечтала стать учительницей. Окончив институт, она пошла работать в школу. Как и отец, Сильвия стала коммунисткой, и это явилось причиной ее преследования. Лишь благодаря поддержке общественности она возвращалась в школу после очередного "слушания" ее дела. Наконец, по настоянию министра этим делом занялся верховный суд земли Гессен. Судьям понадобилось всего четыре часа на весь процесс и четыре дня (!) - на составление приговора, который является поистине уникальным документом. Он вынесен (так значится в нем) не на основе фактов, а на "предполагаемой оценке личности". "Профессиональное соответствие, способности обвиняемой к работе никогда не ставились под сомнение", - свидетельствует суд. Но, поскольку Гингольд - член ГКП, она рано или поздно изберет Путь, "враждебный свободно-демократическому порядку". Извращенная логика: Гингольд - коммунистка, значит она враг конституции!

"Враг конституции" - это выражение теперь прочно вошло в политический лексикон. Его универсальность стала основой для широкой кампании политических преследований. С каждым годом круг лиц, подпадающих под действие "запрета на профессию", расширяется. Помимо коммунистов, в него теперь попадают члены "Объединения лиц, преследовавшихся при нацизме", союза "Спартак", "Общества противников военной службы" и даже Союза демократических юристов, примыкающих к СДПГ. Не застрахованы от преследований и сами социал-демократы, участвовавшие в принятии пресловутого постановления.

Профсоюзы, антифашистские, женские и молодежные организации ФРГ поднимают голос протеста против практики "запрета на профессию". Отпор принимает организованный характер. Кампанию возглавляет центральный комитет. В райках этого движения по всей стране действует 300 инициативных комитетов. В них входят коммунисты, социал-демократы, либералы, общественные деятели, члены бундестага. Каждый случай увольнения становится предметом дискуссии, жертва получает поддержку общественности. Все чаще удается добиваться отмены позорных решений. Но наступление реакции продолжается.

Л. СТРЖИЖОВСКИЙ, кандидат исторических наук

* * *

* Ведомство по охране конституции зачислило в разряд "подрывных"" 239 леворадикальных организаций.

* По данным рабочего комитета борьбы против "запрета на профессию", проверке на благонадежность за 10 лет подверглось более 1 млн. человек.

* Более 8 тыс. человек были вызваны в комиссии для "собеседований".

* Пять с лишним тысяч человек были объявлены "радикальными элементами" и отстранены от работы, что в условиях ФРГ означает выдачу "волчьего билета".

* О миллионах граждан всевозможных профессий были собраны самые подробные сведения и заведены досье.

Смотрите также: