ПРОШЕЛ ГОД с того дня, когда Израиль, бросив против Ливана свои танковые колонны, эскадрильи бомбардировщиков, отряды боевых кораблей, развязал пятую за последнюю треть века крупную ближневосточную войну.
Израиль ставил перед собой три основные цели. Во первых, разгромить ООП или по крайней мере вытеснить ее с ливанской территории. Во-вторых, подчинить Ливан своему влиянию. Наконец, в-третьих, нанести удар по Сирии, подорвав ее возможности сопротивления империалистическим и сионистским проискам.
Добился ли Израиль этих целей?
Оказав мужественное сопротивление агрессору, ООП и ее отряды были вынуждены покинуть Бейрут, но Палестинское движение сопротивления не разгромлено. ООП несмотря на возникшие разногласия, продолжает борьбу за восстановление попранных прав народа. Часть ее вооруженных сил все еще находится на ливанской территории - на севере страны и на востоке, в долине Бекаа.
Сирийские войска также покинули Бейрут, но, перегруппировавшись и получив новое оружие, особенно зенитные ракеты, остались для Израиля грозной силой. Не поколеблены и политические позиции Дамаска: он продолжает отстаивать требование об уходе израильтян со всех оккупированных ими в 1967 году территорий, включая Голанские высоты, поддерживает борьбу палестинского народа за создание своего государства.
Что же касается Ливана, то Израилю удалось навязать этой стране "соглашение о мире", которое было подписано в середине мая. Знакомство с этим документом показывает, что стороны, подписавшие его, находятся явно в неравном положении. Одна, Израиль, выступает с позиции силы, диктуя свои условия, другая - вынуждена считаться с тем, что значительная часть ее территории оккупирована и пушки захватчика нацелены на ее столицу. Трудно поверить, чтобы в иных условиях ливанское правительство согласилось поставить подпись под столь неравноправным соглашением.
ВОПИЮЩЕЕ НЕРАВНОПРАВИЕ
Прежде всего следует сказать, что это не один, а несколько взаимосвязанных между собой документов. Во-первых, само соглашение, состоящее из 12 статей и составленное на четырех языках. Затем приложение к нему, дополнение и пояснения, общий объем которых составляет около 20 страниц.
Первая статья соглашения, на первый взгляд, многообещающа. "Каждая из сторон обязуется уважать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность другой стороны. Международные границы между Ливаном и Израилем они считают нерушимыми. Состояние войны между Ливаном и Израилем прекращено и больше не возобновится". И дальше: "Израиль обязуется вывести свои вооруженные силы из Ливана". Но в конце этой фразы вдруг появляется настораживающая приписка - "в соответствии с приложением к настоящему соглашению". То есть не просто вывести, а в соответствии с определенными условиями, которые оговорены в "приложении".
Из дальнейшего выясняется, что дело не только в этих условиях- обязательствах, которые обязан предварительно выполнить Ливан. Одновременно с процедурой подписания соглашения американский посол в Тель-Авиве Льюис и министр иностранных дел Израиля Шамир подписали "меморандум о соглашении", согласно которому Израиль вообще освобождается от вывода своих оккупационных войск из Ливана в случае, если Сирия и ООП не выведут из этой страны свои части. Словом, совершенно очевидно, что ливано- израильское соглашение не гарантирует безусловного вывода войск агрессора с территории страны - его жертвы.
С подобным же неравноправием "договаривающихся сторон" сталкиваешься буквально на каждой странице. Значительная часть ливанской территории на расстоянии примерно 45 км от израильской границы превращается в "зону безопасности", где ливанское государство может иметь лишь ограниченное, строго определенное количество военного персонала и оружия. Названо оно с точностью до одного солдата и офицера, до одного бронетранспортера, миномета и зенитной установки. Даже самолеты гражданской авиации без предварительного уведомления Израиля не смогут совершать там полеты.
Или вот такой пункт: возле южноливанских деревень Хасбайя и Мей-Федун предусмотрено создать "центры безопасности", на которых будет находиться израильский персонал. Речь идет, разумеется, о "безопасности" Израиля, хотя в таковой нуждается прежде всего Ливан, который немало пострадал от израильских агрессий. На израильской территории создание "зон безопасности" не предполагается.
Соглашение предусматривает также, что Ливан лишается права обратиться с просьбой оказания ему помощи к какому-либо государству, не имеющему дипломатических отношений с Израилем. Кроме Египта, как известно, ни одна арабская страна не имеет отношений с Израилем. Следовательно, Ливан оказывается в изоляции от арабских стран, у него отнимают право принимать самостоятельные решения, ограничивают его суверенитет.
ВАШИНГТОНСКИЙ "ГАРАНТ"
Однако по существу оценить ливано-израильское соглашение можно лишь с учетом еще одного чрезвычайно важного обстоятельства. Документ этот, казалось бы, двусторонний, но под ним поставлено три подписи, и вырабатывался он на переговорах, в которых участвовала третья сторона - Соединенные Штаты. Израильское вторжение в Ливан помогло США ввести на территорию этой арабской страны так называемые " многонациональные силы", костяк которых составляют морские пехотинцы Пентагона. Теперь с помощью ливано-израильского соглашения Вашингтон рассчитывает еще больше укрепить там свои позиции, увеличить численность своих контингентов, выступая в роли "гаранта" соглашения и "наблюдателя" за его выполнением и "обеспечением безопасности Ливана". По сути дела, это означает превращение страны в американский плацдарм.
Неудивительно, что ливано-израильское соглашение натолкнулось на резкую критику и в Ливане, и на международной арене. Против пего выступили многие арабские государства - Серия, Ливмя, демократический Йемен, Кувейт, а также ООП. В Ливане коммунистическая, прогрессивно-социалистическая и ряд других партий представили президенту страны петицию с резкими возражениями против навязанного соглашения. Группа известных политических деятелей заявила, что будет добиваться его расторжения.
Словом, борьба вокруг соглашения продолжается, ибо оно не решает ливанской проблемы, не приближает Ближний Восток к миру, дает возможность Израилю воспользоваться плодами агрессии.
П. ДЕМЧЕНКО, член редколлегии газеты "Правда" - для "АиФ"
* * *
ТОЛЬКО ДВЕ ЦИФРЫ
Если за 31 год (с 1951 по 1982 гг.) Израиль получил от США на военные цели 15 млрд. долл., то сейчас, только в одном 1983 году, эта сумма составит 1,7 млрд. долл. Таким образом, среднегодовая "помощь" за последнее 30-летие будет перекрыта более чем в 3 раза!
Смотрите также:
- Представительство ООП открыты более чем в 100 странах, а также при ООН. Палестинское движение: современный этап →
- ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО. Мадрид: ВАЖНАЯ ВЕХА →
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Барьеры на пути взаимоотношений →