Вскоре должна завершиться мадридская встреча представителей стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: в первой половине сентября в испанской столице соберутся министры иностранных дел государств, принимавших участие в переговорах, чтобы окончательно одобрить согласованный после долгой и трудной дискуссии текст итогового документа, внесенного неприсоединившимися и нейтральными странами континента.
ПОТРЕБОВАЛОСЬ почти 3 года, чтобы достичь согласия - ведь встреча открылась в ноябре 1980 г. Сложности на переговорах в испанской столице были вызваны прежде всего обструкционистской позицией, США и ряда их западных союзников. Но политический реализм в конце концов возобладал. В начале лета с, г. в Мадриде был сделан решающий шаг к успешному завершению встречи. Практически все участники официально одобрили проект итогового документа (лишь у Мальты сохраняются пока некоторые оговорки, которые, можно надеяться, будут сняты в ближайшие дни).
Успешное завершение встречи - свидетельство того, что и в нынешний период обострения международной обстановки можно искать и находить пути мирного сосуществования, можно договориться.
В проекте итогового документа встречи охвачены все сферы межгосударственных отношений стран-участниц общеевропейского совещания - и политические, и экономические, и гуманитарные вопросы. В нем намечена программа будущих действий европейских государств в этих областях. Этот проект прочно стоит на почве Заключительного акта, принятого в Хельсинки 8 лет назад. В нем нет ничего, что противоречило бы основным положениям хельсинкского документа. И хотя ряд положений проекта носит по необходимости компромиссный характер, эти неизбежные компромиссы относятся к практическим, а не принципиальным вопросам.
АНАЛИЗИРУЯ ХОД мадридской встречи, нельзя не отметить, что в достижении успеха решающая роль принадлежит нашей стране, ее союзникам по социалистическому содружеству, а также неприсоединившимся и нейтральным странам. Напомним о двух крупнейших советских инициативах, обусловивших в конечном счете продвижение вперед всей встречи. Это выраженная в феврале 1981 г. готовность нашей страны расширить зону мер доверия на всю европейскую часть СССР (при условии, конечно, соответствующих ответных шагов со стороны Запада) и объявленное в мае с. г. согласие Советского Союза принять в предложенном виде нынешний обновленный проект итогового документа встречи.
В пражской Политической декларации от 5 января 1983 г. социалистические страны, выдвинув широкую программу действий, направленных на ослабление международной напряженности, на устранение военной угрозы, недвусмысленно высказались за новые усилия для успешного завершения мадридской встречи. Позднее, на проходившей в июне в Москве встрече государственных и партийных деятелей семи европейских социалистических стран, эта программа была подтверждена, конкретизирована, развита. В Москве была вновь подчеркнута необходимость достичь в Мадриде положительных результатов, которые бы отвечали ожиданиям европейских народов, обеспечивали созыв конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе (участники встречи приняли решение о созыве этой конференции в Стокгольме в начале будущего года), способствовали дальнейшему развитию многостороннего процесса, начатого в Хельсинки. Эта благоприятная перспектива теперь становится реальностью.
ЭТОМУ благородному стремлению противостоял на встрече в Мадриде курс, избранный Соединенными Штатами и некоторыми их союзниками. Действуя вопреки хельсинкским договоренностям, они пытались за эти годы подчинить положения Заключительного акта собственным эгоистическим целям и интересам. Они хотели бы, чтобы мадридская встреча приняла решения, которые нельзя расценить иначе, как попытку вмешательства во внутренние дела других государств, попытку диктовать другим народам, как они должны вести свои дела. Делегация США вкупе с некоторыми делегациями стран НАТО постоянно подменяла необходимую на переговорах конструктивную работу в пользу мира злобной демагогией о "правах человека". Американцы ставили целью превратить международно-правовые нормы, правила международного общения, одобренные в Хельсинки, в орудие вмешательства в дела стран социализма, в орудие "психологической войны". Благодаря активному противодействию делегаций, социалистических государств эта цель, глубоко чуждая интересам всех европейских народов - и на западе и на востоке нашего континента, - не была достигнута.
НА САМОМ последнем этапе мадридской встречи оговорки в отношении проекта итогового документа высказала делегация небольшой средиземноморской островной республики Мальты.
Она настаивала на включении в итоговый документ (после того, как он был уже окончательно согласован) поправки с обязательством созвать особую конференцию по вопросам безопасности в Средиземном море. Внесение такой поправки открыло бы путь для пересмотра всех достигнутых договоренностей, бесконечной "игры в поправки", что было бы только на руку тем, кто стремился затянуть или сорвать встречу. К тому же вряд ли разумно надеяться, что известные своей сложностью проблемы Ближнего Востока, Восточного Средиземноморья и Эгейского моря, Северной Африки и Арабского Магриба можно решить как бы одним махом, в ходе одной конференции. Требование Мальты не учитывало, что вряд ли сегодня можно посадить за один стол все средиземноморские страны Европы, Азии и Африки, привлечь их к совместному решению наболевших вопросов. Достаточно указать на острые противоречия между арабскими странами и Израилем, на споры между Грецией и Турцией по проблемам Эгейского моря, на разногласия между самими арабскими государствами в Северной Африке, чтобы понять утопичность проекта созыва в настоящее время общего средиземноморского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. С другой стороны, успешное завершение мадридской встречи, на которой подробно обсуждались многие вопросы укрепления безопасности, сотрудничества и стабильности в Средиземноморье, помогло бы сдвинуть эту проблему с мертвой точки.
Но неожиданные оговорки Мальты, в то время как все считали, что повестка дня уже исчерпана, объективно могли заблокировать успешное завершение встречи, поскольку на ней соблюдается принцип единогласия всех участников. Выдвигались даже идеи, чтобы вообще обойтись без участия Мальты при подписании итогового документа. Однако в последние дни благодаря немалым усилиям СССР, ряда социалистических и неприсоединившихся стран появились признаки того, что Мальта пойдет на компромисс.
УСПЕХ мадридской встречи, достижение положительного результата на путях развития процесса разрядки в Европе в нынешней напряженной международной обстановке - хороший признак, свидетельство того, что при наличии политической воли к соглашению, при учете взаимных интересов вполне возможны позитивные решения и других пока еще спорных вопросов.