ФАКТЫ ПРОТИВ ДОМЫСЛОВ. ОБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД на театральный репертуар

   
   

Буржуазная пропаганда любит муссировать тезис о несовершенстве репертуарной политики советских театров. Аудитории обычно внушается, что на сценах наших театров отсутствуют пьесы зарубежных авторов. Это-де создает однобокость и скуку на театральных подмостках, отпугивает публику, особенно молодежь. При этом наши идеологические противники не забывают подчеркнуть, что, мол, только там, в "свободном" мире, зрителям предоставлены богатые возможности познакомиться с произведениями драматургов разных эпох, почерков и стилей.

ЗАРУБЕЖНАЯ ДРАМАТУРГИЯ НА СОВЕТСКОЙ СЦЕНЕ...

В 1982 г. в общесоюзном репертуаре 12 проц. названий составляли пьесы зарубежных авторов XX века. В частности, в театрах РСФСР зарубежная классическая драматургия составила 9 проц., а современная зарубежная драматургия - 14 процентов.

В СССР интерес к театральному искусству огромен. Число посещений театров постоянно растет и в 1982 г. составило почти 121 млн. человек. Так что за названными выше процентами - десятки миллионов людей, которые посмотрели пьесы зарубежных авторов. Кстати, многие из этих авторов у себя на родине далеко не так известны и популярны, как в нашей стране.

Среди пьес зарубежных авторов, идущих на советской сцене, - произведения классиков современной мировой литературы Б. Брехта. Я. Ивашкевича, Ф. Гарсиа Лорки, Д. Пристли, Б. Шоу. Т. Уильямса, К. Чапека... Ежевечерне встречается советский зритель с пьесами болгарина Й. Радичкова, итальянца А. Николаи, американца Э. Олби. англичанина П. Шаффера и других известных драматургов.

Украшением нашей сцены стали "Соло для часов с боем" (МХАТ) О. Заградника: из Чехословакии, "Кавказский меловой круг" (грузинский театр имени Ш. Руставели) Б. Брехта из ГДР, неизменным успехом зрителей пользовались спектакли "Замшевый пиджак", (московский Театр сатиры) С. Стратиева из Болгарии, "Общественное мнение" (Ленинградский БДТ) А. Баранги и "Безымянная звезда" (театр азербайджанского города Шеки) М. Себастиана из Румынии.

Ежегодно репертуар театров расширяется и за счет пьес прогрессивных авторов из капиталистических и развивающихся стран. В добавление к существующему репертуару в 1982 г. было переведено и предложено театрам более двадцати таких произведений.

Однако правильный выбор репертуара в условиях такого количества театров, как в СССР (в 1982 г. число всех театров достигло 615), - дело непростое. Проблемы и недостатки репертуарной политики находятся в центре внимания соответствующих организаций. Одна из таких проблем состоит в том, что ряд драматических театров, включая и некоторые столичные, идет порой по легкому пути, выбирая незначительные, малоизвестные имена и пьесы, в которых пороки буржуазного мира не только не разоблачаются, но выставляются как безобидная игра.

Почему театр принимает к постановке подобного рода произведения? По многим причинам, в частности по причине легкого успеха у определенной части публики. Но ведь в современном мире художник, в том числе деятель театра, занимает особое место, он как бы впередсмотрящий. Он обязан быть гражданином, если хотите - идеологом. Этому учат традиции русской и советской драматургии. К этому призвал советских литераторов, всех творческих работников июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС.

...И ЧТО СТАВЯТ НА ЗАПАДЕ

По утверждению буржуазной пропаганды, именно на драматических сценах капиталистических стран ставятся сплошь современные пьесы. Классика якобы безнадежно устарела, спектакли, показывающие язвы капитализма, не имеют успеха у зрителей, и потому такие произведения не находят сценического воплощения.

Известно, что западный театр - предприятие коммерческое в отличие от советского театра, получающего значительную материальную поддержку государства. Именно поэтому на сцене театра в капиталистической стране ставится лишь то, что будет иметь кассовый сбор, что сможет привлечь полные залы зрителей.

Итак, посмотрим, что же принято к постановке в новом театральном сезоне, скажем, в Австрии, ФРГ и Швейцарии.

Лидер репертуара... - Шекспир, его имя будет значиться на афишах 70 театров этих стран. Самой популярной пьесой сезона станет "Сон в летнюю ночь", ее включили в репертуар 15 театров.

Творческое наследие Шиллера будет представлено 30 премьерами, что на 10 больше, чем в прошлом году.

Восемь или девять коллективов разучивают "Ифигению в Тавриде" Гете.

Сорок премьер по произведениям Брехта увидят зрители в предстоящем году, в том числе антивоенный спектакль "Мамаша Кураж и ее дети". Двенадцать театров ставят антифашистскую пьесу западногерманского драматурга Х. Кипихардта "Брат Эйхман". Более десяти театров будут играть "Физиков" Дюрренматта, "Искусство комедии" Эдуардо де Филиппо.

Но может быть, нынешний сезон особый? Ничего подобного. Статистические данные о репертуаре немецкоязычных театров указанных трех стран свидетельствуют, что популярнейшим автором в течение предыдущих двух лет был Гете.

Так где же модерн, изыски авангардистов, "новое слово" в развитии современной драматургии, в отсутствии которых упрекают "радиоголоса" советские театры? Все это, конечно, при желании можно найти в репертуаре театров капиталистических стран, но "погоду" в нем не делает.

Западный зритель любит классику. Он хочет знать правду о том строе, в котором он живет.

Кстати, на Западе высок интерес и к русской классике и к советской драматургии. За последние годы многие наши известные режиссеры - Г. Товстоногов, О. Табаков, О. Ефремов и другие были приглашены за границу для постановки там отдельных спектаклей, в том числе и по советским пьесам. Однако в общем репертуаре западных театров количество пьес авторов из социалистических стран ничтожно мало.

Зато есть много примеров другого рода. Так, драматические театры на Западе часто обращаются к антисоветской тематике. За этим фактом скрывается классовая политика буржуазного государства, специальные службы которого проталкивают на сцену соответствующие "произведения". Взять хотя бы пьесу Джона Лекарре "Медник, портной, солдат, шпион". В этом антисоветском пасквиле раздувается недоверие к нашей стране, льется вода на мельницу "холодной войны". Таким образом, репертуарная политика оказывается одним из средств давления капиталистического государства на театр.

Сегодня идеологическое столкновение между двумя различными общественными системами достигло небывалой остроты. В этих условиях роль культуры, театра значительно возрастает, ибо искусство - важное оружие идейного противоборства.

Смотрите также: