"ЗАЧЕМ вам нужна эта реформа? - Филипп Руа, мой французский коллега, был искренне удивлен. - Наши актеры - безработица среди них доходит до 80% - мечтают о стационарных репертуарных театрах, а не о труппах на один спектакль. Они мечтают о театре, который берет на себя ответственность за их судьбу!"
Театральный эксперимент, который решено проводить в нашей стране с 1 января 1987 г., интересует многих - и не только в нашей стране. Друзья торопятся предостеречь против возможных издержек эксперимента, недруги - извратить его сущность, расписывая, что советский театр "выбирает буржуазный путь ведения своих дел". Нет, это не так. Совершенствование театрального дела идет в русле обновления социально-экономической жизни страны, в русле развития преимуществ социализма.
Вот уже год, как деятели театра, руководители органов культуры, драматурги, критики, социологи и экономисты ведут дискуссии о том, каким быть театральному делу в нашей стране. Сегодня как никогда стало очевидно, что одним из основных тормозов для нормального развития сценического искусства являются организационно-творческие принципы его существования, сложившиеся более полувека назад.
НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Дискуссию открыла статья М. Захарова "Аплодисменты не делятся", которая была опубликована в июле 1985 г. в "Литературной газете". Художественный руководитель одного из самых популярных театров страны поднял в ней множество вопросов, которые затем так или иначе получили осмысление в статьях его коллег. Проблемы творчества были рассмотрены в их неразрывной связи с существованием театра как социально-экономического института. М. Захаров, по существу, доказывал, что нынешние организационные принципы работы ориентируют деятелей театра на создание "средних" произведений, которые могут не гарантировать зрительской любви и при этом обеспечивать вполне безбедное существование людям, их создающим.
В нынешних условиях театр как бы не отвечает за качество своей продукции - его освобождает от этого достаточно бюрократическая процедура приемки готового спектакля, проходящая под девизом "как бы чего не вышло", жестко регламентированная деятельность руководства театра в выборе репертуара, наконец, отсутствие гибкости в финансовой политике, из-за чего театр, в который не ходят зрители, и театр, в который нельзя достать билеты, существуют в приблизительно равных условиях.
Был затронут и такой вопрос, как формирование трупп: известно, что столичные труппы непомерно велики, в них есть немалое число артистов, которые не заняты в репертуаре и приходят в театр только дважды в месяц - в дни получения зарплаты. Причем нередко их зарплата, в зависимости от срока работы, может быть больше, чем у тех, кто изо дня в день выступает перед зрителями.
Даже столь конспективное изложение проблем, поднятых в дискуссии, доказывает, что деятельность театра не только оказалась подверженной некоторым негативным тенденциям, характерным для нашей экономики, но и имеет еще и свои специфические недостатки.
К счастью, - и в этом выразились приметы сегодняшней, революционно обновляющейся социально-экономической жизни - дискуссия, которая не завершилась и поныне, уже нашла воплощение в реальных делах. Министерство культуры СССР создало весьма авторитетную комиссию, куда вошли ведущие деятели театра, драматурги, ученые, которая в достаточно сжатые сроки выработала основные принципы проведения эксперимента в области театра. Этот эксперимент направлен на максимальное расширение самостоятельности в работе театральных коллективов и на всемерное повышение их ответственности за, результаты этой работы, на последовательное и всестороннее развитие творческой инициативы, социальной справедливости в театральной практике - на базе демократизации управления театральным делом. Предполагается, что в процессе проведения эксперимента значительно увеличивается роль трудового коллектива во всей жизнедеятельности каждого театрального организма.
В эксперименте будут участвовать 69 из 630 театров страны - МХАТ, Московский театр им. Ленинского комсомола, Московский театр им. М. Н. Ермоловой, Ленинградский академический Большой драматический театр им, М. Горького, Куйбышевский академический драматический театр им. М. Горького, Белорусский государственный академический театр им. Янки Купалы, театральные коллективы РСФСР, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы и некоторых других республик страны.
РАСШИРЕНИЕ ПРАВ
Театры эти получают право самостоятельно заключать договоры с драматургами и оплачивать произведения драматургии (раньше подобные договоры и их оплату осуществляли государственные органы культуры, что и было рычагом воздействия на формирование репертуара).
Участники эксперимента получают также право принимать к постановке, репетировать и выпускать новый спектакль без согласования с вышестоящими органами культуры (за которыми остается право лишь совещательного, а не директивного органа). Естественно, что это увеличивает не только самостоятельность, но и ответственность художественного руководства театра, а также значительно повышает роль театральной критики, от суждения которой в значительной степени будет зависеть судьба выпускаемого произведения.
И сейчас в нашей стране есть театры, которые находятся на хозяйственном расчете. Однако эффективность хозрасчета в театральном деле значительно снижалась из-за огромного количества регламентирующих документов, уложений. Эксперимент освободит театры от большинства показателей, которые обычно фигурируют в финансовой отчетности. Сохранится лишь несколько основных показателей, отражающих доходы и расходы театра, - фонд заработной платы, количество зрителей.
Количество членов труппы может определяться художественным руководством театра с учетом штатного расписания - средства, полученные от экономии фонда зарплаты, могут по усмотрению руководства быть израсходованы на надбавки к основной зарплате. Актеры, наиболее интенсивно занятые в репертуаре, а также исполнители главных ролей могут получать доплаты в размере до 50% основной ставки. Размеры доплат устанавливаются художественным советом театра сроком на один год.
Театры, участвующие в эксперименте, получают право на выпуск любого необходимого количества спектаклей в год (прежде этот показатель строго планировался: в столице - не менее четырех новых постановок на основной сцене, областные театры - до восьми, городские - до десяти). Кроме того, администрация может повышать на 100% цены на билеты, если тот или иной спектакль пользуется повышенным спросом, или же понижать на 50% цены на билеты, если постановка не пользуется успехом у зрителей, но сохраняется в репертуаре.
Таковы основные параметры проведения театрального эксперимента. Важно отметить несколько обстоятельств. Во- первых, эксперимент рассчитан всего на два года и после его завершения оправдавшие себя принципы будут распространены на жизнедеятельность всех театров страны. Прежний театральный эксперимент, который опробовал новые принципы формирования трупп, длился 10 лет, и только в нынешнем году его результаты были узаконены в соответствующем Положении, согласно которому творческие сотрудники театров будут раз в пять лет проходить переаттестацию, отстаивая свое право работать с труппе (это Положение вызвало немалые споры, однако оно представляется необходимым - демократическое избрание художественного совета обеспечит справедливое решение судьбы артиста).
Во-вторых, предполагается, что принципы эксперимента будут дополняться по мере его проведения, не дожидаясь его завершения. Ибо уже сейчас ряд деятелей театра, тот же М. Захаров, который начинал дискуссию, считает, что эксперимент недостаточно радикален, что и он сохраняет многие экономические путы в театре, что и он не предусматривает такого важного явления, как механизм рождения и умирания (расформирования) театрального организма, - не облегчает рождения и предоставляет большие возможности для существования театральных организмов с низкими творческими потенциями.
Разумеется, есть и такие, кто видит в эксперименте угрозу своему безбедному, беспечному существованию, - коль скоро оно может быть потревожено, им не нужна никакая самостоятельность, никакая демократичность. Что и говорить, настроение, которое сегодня можно встретить не только, в театре...
...Кому нужен этот театральный эксперимент? Думаю, что всем - и практикам театра, и зрителям. Ибо и те и другие заинтересованы в спектаклях ярких, талантливых и правдивых. И те и другие заинтересованы в том, чтобы путь к правде не удлинялся искусственно с помощью создания бюрократических барьеров.
Реформа поможет талантливым и честным людям сосредоточиться именно на творчестве. И конечно, реформа с большей очевидностью поможет обнаружить людей бездарных, более озабоченных своей благополучной жизнью в искусстве, почестями и званиями, нежели "искусством в себе", что во все времена, по мнению К. С. Станиславского, было отличительной чертой подлинного художника.
М. ШВЫДКОЙ, кандидат искусствоведения.