63

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. ВТО - ОБЪЕДИНЕНИЕ АРТИСТОВ

ВТО - Всероссийское театральное общество - объединение творческое, союз по профессии. О его деятельности нас просят рассказать читатели. Чтобы выполнить эту просьбу, наш корреспондент встретился с председателем правления Всероссийского театрального общества Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР М. И. ЦАРЕВЫМ.

КОРР. Михаил Иванович, какова же основная функция ВТО?

ЦАРЕВ. Всероссийское театральное общество - прежде всего творческая общественная организация, ставящая своей целью содействие театрам РСФСР в постановке спектаклей. Это - если говорить в самом общем виде, ибо понятие содействия само по себе очень широкое. Поэтому и формы наших контактов с театрами самые разнообразные. Их можно условно разделить на две части

Во-первых, работа вокруг уже созданных спектаклей. Наши штатные сотрудники - опытные театроведы, - а также привлекаемые нами к работе театральные критики, режиссеры, театральные художники регулярно выезжают в театры для просмотров. Обсуждение спектаклей в коллективе его создателей - важное и действенное средство, помогающее театру объективно взглянуть на свое творчество, не только увидеть, а следовательно, и исправить недостатки данного спектакля, но и, возможно, повысить общий художественный уровень театра.

Важна и другая сторона дела. Выезды представителей ВТО в театры активизируют театральную общественность, органом которой является ВТО, формируют вокруг спектаклей и театров общественное мнение. Это оказывается особенно существенным, например, в тех случаях, когда министерство культуры совместно с ВТО организует различные театральные смотры и фестивали. Такие фестивали обычно связаны с годовщинами виднейших событий нашей революционной истории, с именами крупнейших деятелей русской, советской и мировой культуры, посвящаются интернациональной теме и призваны содействовать укреплению дружбы с народами братских социалистических и других дружественных стран.

Так, в январе - феврале 1985 г. в Таганроге проходил фестиваль чехословацкой драматургии, в апреле в Москве и ряде других городов-героев состоится большой праздник театра, связанный с показом спектаклей, поставленных к 40-й годовщине великой Победы.

Участие членов ВТО - видных деятелей театра - придает работе жюри этих фестивалей и смотров представительный характер, позволяет им выразить в своих решениях мнение наиболее компетентных зрителей. Так Всероссийское театральное общество на деле выполняет свою важнейшую функцию, о которой говорил еще в середине 20-х годов первый народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский: "ВТО - это эксперт в области театра".

Вторая сторона творческой деятельности ВТО - это активная помощь в ликвидации недостатков в театральном деле. ВТО содействует регулярным встречам творческих работников, организует обмен опытом, что является могучим рычагом повышения уровня их профессионального мастерства.

Формой такой учебы стали в последние десятилетия так называемые творческие лаборатории: группы режиссеров, художников, критиков регулярно встречаются с признанными крупными мастерами и обсуждают с ними актуальные, наиболее острые профессиональные вопросы. Эти лаборатории ведут такие видные советские режиссеры, как Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, А. А. Гончаров, А. В. Эфрос, И. П. Владимиров, А. Л. Дунаев, М. О. Кнебель и др.

Конечно, трудно ожидать, что один факт пребывания в лаборатории повысит качество спектаклей, но рост художественного кругозора, само общение с крупнейшими мастерами не может не способствовать развитию дарования. Сейчас возникли лаборатории театральных художников. Начали работу первые объединения драматургов. Их особенность в том, что работа над пьесами идет в непосредственном контакте с режиссерами, с коллективами театров.

КОРР. Вы сказали, что лаборатории появились в ВТО в последние десятилетия. Это значит, что возраст самой вашей организации исчисляется многими десятилетиями?

ЦАРЕВ. В январе 1978 г. наше Общество отметило свое 100-летие, в связи с чем было награждено орденом Трудового Красного Знамени. ВТО является старейшим в нашей стране объединением творческих работников. Конечно, когда оно создавалось, актеры, стоявшие у его колыбели (среди них были ведущие мастера петербургской и московской сцены во главе со знаменитой актрисой Александринского театра в Петербурге М. Савиной), ставили перед собой совсем иные цели.

В условиях царского самодержавия самым важным было защитить достоинство актерской профессий, оградить актеров от произвола хозяев - антрепренеров. Ведь работники театров были одним из самых бесправных отрядов работников культуры в России.

Конечно, ставились и просветительские задачи, но главной - до Великого Октября - была защита прав актера и организация благотворительности.

Естественно, что после Октябрьской революции защиту интересов трудящихся взяли на себя профсоюзы, в том числе и возникший в те годы профсоюз работников искусств (РАБИС). Тогда и вышли на первый план в нашей работе вопросы идейно-творческого порядка, задачи творческой помощи театрам.

КОРР. А задачи социально-бытовые, находятся ли они в сфере деятельности ВТО?

ЦАРЕВ. Да, разумеется. У нас есть ясли, детские сады, пионерский лагерь для детей театральных работников, целая сеть здравниц, расположенных в лучших курортных зонах страны - в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, на Волге, Карельском перешейке, Каспии, Урале... Отдых в этих здравницах обходится члену ВТО в среднем в 40 рублей за 24 дня (они имеют право на скидку в размере 65%). Для престарелых работников театра у нас есть Дома ветеранов сцены в Москве и Ленинграде. Проживание в них практически бесплатное. Большая часть пенсии остается в их распоряжении.

Значительные средства вкладывает ВТО в строительство и содержание Домов актера - своеобразных актерских клубов, создаваемых при правлениях местных отделений ВТО. Большинство из них имеют специально построенные здания. Они - центры серьезной творческой работы в Новосибирске, Омске, Казани, Уфе, Куйбышеве, Владивостоке и десятках других крупных центров России.

КОРР. Вся эта работа требует весьма значительных материальных затрат. Откуда берет ВТО деньги на это?

ЦАРЕВ. Из собственных средств Общества. Советское правительство передало нам три фабрики - театральных принадлежностей и театральной косметики в Москве и гримировальных принадлежностей в Ленинграде. Доходы от этих производств составляют основную материальную базу ВТО. Конечно, есть еще членские взносы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что вся деятельность Всероссийского театрального общества являет собой пример работы добровольной самоуправляющейся общественно-творческой организации, расцвет деятельности которой оказался возможным только в условиях социализма.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно