В нашей печати нередко пишут об особенном росте преступности в США. А в других странах разве она не растет? Ведь если это происходит из-за безработицы и социального неравенства, как часто пишут, то подобные причины существуют во всех капиталистических странах. В чем тут дело?
С. Филиппов, Горьковская обл.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, основная причина преступлений в капиталистическом обществе - это социальная несправедливость, эксплуатация и пренебрежение интересами трудящегося человека. Причем зависимость одного от другого удручающе очевидна: американские специалисты подсчитали, что в результате роста на один процент безработицы на 4 проц. больше людей оказываются в тюрьмах в соответствующий период; на 4,1 проц. увеличиваются самоубийства. За последние 10 лет в одном только штате Майами преступность возросла на 405 процентов!
Преступность растет и в других капиталистических странах. Но все-таки именно США держат пальму первенства по размаху и росту преступности. Значит, есть какие-то специфические причины чисто американского свойства. Рассмотрим их поближе и для начала обратимся к истории этой страны.
Вот строки из документального отчета:
"23 ноября 1864 года Сэнд-Крик стал местом массового уничтожения индейцев племени шайен 3-м полком волонтеров штата Колорадо под командованием полковника Чивингтона. Он отдал приказ: "Убивайте и скальпируйте всех - взрослых и детей". Женщин, молящих о пощаде, пристреливали, других рубили саблями на части. Детей, выбегавших с белыми флажками, убивали, а беременным женщинам вспарывали животы".
В том самом лагере насчитывалось около тысячи человек. Газета "Денвер ньюс" сообщила:
"Все солдаты показали себя хорошо. Только три женщины и четверо детей были взяты в плен, и их потом показывали в Денвере в клетке, как зверей. Солдат, хваставших скальпами в перерывах в ходе представлений в денверских театрах, встречали аплодисментами".
Можно обратиться и к другим страницам истории США - к эпохе рабства, к беспощадной эксплуатации негров. В 1842 г. выдающийся английский писатель Ч. Диккенс предпринял путешествие в Америку. Он поверил буржуазным писакам, всячески превозносившим американскую "демократию", и думал извлечь из своей поездки много поучительного для себя и своих соотечественников. Однако вот что он писал, имея в виду поборников рабства в Америке:
Эта "...категория состоит из всех тех владельцев, потребителей, покупателей и продавцов живого товара, которые, невзирая ни на что, будут потреблять, покупать и продавать его, пока кровавая страница не придет к кровавому концу; тех, кто упрямо отрицает ужасы этой системы наперекор такой массе доказательств, какая никогда еще не приводилась ни по одному поводу и к которой опыт каждого дня прибавляет все новые и новые; кто в любую минуту с радостью вовлечет Америку в войну гражданскую или международную при условии, что ее конечной и единственной целью будет закрепление рабства на веки вечные, утверждение их права сечь, терзать и мучить невольников без вмешательства со стороны какой либо человеческой власти и без препятствий со стороны какой-либо человеческой силы; кто, говоря о свободе, подразумевает свободу угнетать себе подобных и быть свирепым, безжалостным и жестоким; и каждый из этих людей на своей земле, в республиканской Америке, - более суровый, неумолимый и безответственный деспот, чем калиф Гарун Аль-Рашид в своем кроваво-красном одеянии".
Так было. И сколько бы официальная американская пропаганда ни старалась исказить и приукрасить историю, от фактов никуда не уйдешь. Никуда не уйдешь и от того, как губительно сказалась на самих американцах такая жестокая политика по отношению к индейцам и рабам. Она, словно пуповина, связывает сегодня преступность в Америке с ее историей, начавшейся с преступления, с геноцида. (См. "АиФ", 1983, N 16).
С тех пор Америка так и не смогла решить национальной проблемы. Негры, индейцы, другие национальные меньшинства не получили полных человеческих прав в этой стране. Мало того, как и прежде, вокруг них раздувается атмосфера ненависти и преследования, которая поощряется официальными кругами.
"Убийство и насилие, как чума, расползлись по улицам наших городов", - пишет газета "Нью-Йорк дейли ньюс". Такое положение стало уже американским образом жизни со своей философией: "Бог сотворил человека, а полковник Кольт (изобретатель револьвера "кольт". - В. Н.) дал ему равенство".
Это "равенство" подразумевает прежде всего право сильного угнетать и грабить слабого. Такого рода "равенство" фактически является правом на преступление.
Самое главное - в основе такой философии лежит дух наживы, приобретательства во что бы то ни стало, любой ценой. Подтверждает эту истину не только история развития Америки, но и ее же литература. Достаточно вспомнить созданные Т. Драйзером, О'Генри, Дж. Лондоном и другими образы так называемых предприимчивых на американский манер людей, не останавливающихся ни перед чем ради наживы. Эти хищники чувствуют себя в атмосфере преступности как рыба в воде. А ведь именно они олицетворяют в Америке все то, что принято понимать под законом, правопорядком, моралью и нравственностью.
Дух соперничества, подавление слабого и преклонение перед силой - стиль и сегодняшней деловой жизни Америки. Преступный сам по себе, он насаждает антигуманную атмосферу в обществе.
Рассматриваемую нами трагическую ситуацию в Америке в какой-то степени объясняет и распространение культа силы, который корнями своими тоже уходит в историю страны. "Супермен" - один из главных героев нации. Разумеется, он белый. Это сверхчеловек, то есть он наделен фантастической физической силой. На поклонении такому вот "супермену", на его газетно-журнальных и киноподвигах воспитаны целые поколения американцев. Один из самых известных американских писателей, Уильям Фолкнер, охарактеризовал этот культ так: "Слепая вера в физическую храбрость и беспрекословное повиновение, уверенность в том, что белая раса выше всех остальных рас, американская раса выше всех белых, а американский мундир превыше всего человечества".
Здесь совсем не случайно упомянут и "мундир". Вспомните, что индейцев истребляли американцы в военных мундирах. Вспомните о преступлениях полумиллионной американской армии во Вьетнаме. Жителей этой страны уничтожали как бы играючи, для пробы сил, будто они вовсе и не люди. Кстати, как известно, тысячи ветеранов американской агрессии во Вьетнаме, вернувшись на родину, пополнили ряды преступников. Это была вполне логичная трансформация профессиональных убийц в военных мундирах.
Сегодняшняя Америка, как видно, не хочет забывать о своих былых "подвигах". Мало того, она им верна. США готовы ныне подчинить себе или уничтожить весь мир, если он не хочет жить по американским меркам. В Америке не хотят понять, что жизнь меняется, идет вперед и старые мерки миру не годятся. А господин Рейган все еще видит себя ковбоем, скачущим на коне по миру, как по прериям.
США сегодня - лидер агрессии в мире. Это воспитывает в определенном отношении все население Америки. Слова ненависти, жажды разрушения слышат сегодня миллионы американцев. Подтекст этой атмосферы ясно прослушивается: можно убивать, все дозволено, убивайте тех, кто слабее, кто просто не нравится, кто живет не так, как нам хочется, убивайте просто потому, что есть оружие (продажа его в стране фактически свободна).
Милитаристский угар, в котором живет сегодня Америка, разумеется, не способствует уменьшению преступности в стране. Стремительный ее рост называют внутренней болезнью общества. Болезнь эта неизлечима и прогрессирует.
Смотрите также:
- Невесть откуда пришли и невесть куда уйдем (23.06.2005) →
- ОНИ О НАС. Что знают в США об СССР →
- КОНТАКТЫ. Народ говорит с народом →