ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. Свобода совести действительная и мнимая

   
   

ЗАПАДНЫЕ "радиоголоса" постоянно пытаются вмешиваться во внутренние дела нашей страны. Особенно часто западные комментаторы используют тезис о якобы "отсутствующей свободе совести в СССР".

Статья 52 Конституции СССР ясно, четко и полно формулирует одно из главных прав человека - свободу совести: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви".

Таким образом, у нас в стране конституционно закрепляются и обоснованно приравниваются друг к другу основные формы существования религиозных и атеистических убеждений. Это отражает глубокий и тщательный учет Советским государством интересов как верующих, так и неверующих граждан, его продуманный и демократический подход к обеспечению свободы совести для всех категорий населения.

А что происходит на Западе? Отметим сразу же, что буржуазные государства этот вопрос трактуют совсем по-другому - значительно уже, односторонне, только как свободу религии.

Больше того, во многих буржуазных государствах, например, в Англии, Греции, Испании, нет равноправия даже между верующими, поскольку там продолжают сохраняться государственные религии, приверженцы которых пользуются далеко не одинаковыми привилегиями.

ВОПРЕКИ РЕЛИГИОЗНЫМ КОММЕНТАТОРАМ

Для того, чтобы опорочить преимущества социалистического принципа свободы совести и обмануть своих слушателей, религиозные комментаторы западных "радиоголосов" умышленно извращают содержание нашего конституционного права. "Если в конституции ничего не сказано о религиозной пропаганде, значит, - толкуют они, - конституция запрещает пропаганду религии и разрешает только атеистическую пропаганду".

Необоснованность таких доводов легко доказуема. Так, например, у нас в стране любое богослужение, любое молитвенное собрание сопровождается произнесением проповедей. А это не что иное, как пропаганда религии.

Приведем и другие примеры. Для нужд верующих религиозные центры издают духовные журналы, молитвенники, церковные календари и другую соответствующую литературу. В духовных учебных заведениях, готовящих кадры священнослужителей, преподаются богословские дисциплины. Все это - тоже религиозная пропаганда, которая существует как неотъемлемая часть права "отправлять религиозные культы".

Другой вопрос - что советские законы устанавливают некоторые ограничения как для религиозной, так и для атеистической пропаганды. Причем ограничения целесообразные.

Учитывая, например, что большинство населения нашей страны сейчас составляют неверующие люди и многие из них решительно выступают против распространения в обществе религиозных предрассудков, советское законодательство допускает пропаганду религии только в специально отведенных местах - церквах, мечетях, костелах, синагогах, молитвенных домах, монастырях, духовных семинариях и академиях и т. д. Выносить пропаганду религии за пределы этих мест верующие и духовенство могут лишь с разрешения исполкомов Советов народных депутатов.

Одновременно и атеистам запрещается вести атеистическую пропаганду в местах, предназначенных для отправления религиозных культов.

О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ФАКТЫ

Под особым прицелом у религиозных радиокомментаторов находится советское законодательство о религиозных культах, под которым понимается совокупность нормативных актов, относящихся к религии и церкви. "Голоса" пытаются представить наше законодательство как какую-то "исключительную меру" Советского государства, направленную на ущемление прав верующих.

При этом они лицемерно оставляют без внимания то обстоятельство, что практически во всех странах есть законы, регулирующие порядок образования и деятельности религиозных организаций. Напомним, что в ряде случаев такие законы значительно обширнее советского законодательства о религиозных культах. Например, наши нормативные акты о религии и церкви насчитывают всего несколько десятков статей. Церковный же закон Англии имеет около полутора тысяч статей. Только одно это показывает, насколько детальнее регламентируется в Англии положение религиозных организаций и верующих.

Обратим внимание и на такой факт.

Многие требования зарубежных законов о религии и церкви схожи с советскими. Например, как и в СССР, везде записано обязательное условие начала деятельности объединений верующих: их регистрация в соответствующих государственных органах. Но если в Советском Союзе регистрация религиозных организаций осуществляется бесплатно, то в некоторых капиталистических странах (США, Японии и других) за это уплачивается особая пошлина.

Кроме того, регистрация религиозных организаций в СССР осуществляется только по добровольному заявлению верующих и лишь под тем названием, какое они сами предлагают. В Англии, согласно статье 332 ее Церковного закона, религиозная организация может быть создана "посредством прямого акта гражданской власти, навязывающей индивидуумам выражение религиозных верований в какой-то общей форме". Кроме того, Церковный закон устанавливает право государства признать и зарегистрировать "организацию людей, объединившихся с религиозной целью, даже если они и возражают против обозначения их каким-либо отличительным названием" (статья 309). Спрашивается, какое же законодательство в данном случае демократичнее - советское или английское?

Но, может быть, в других странах предпочтение отдается не требованиям государства, а нормам религии, и верующие могут гам не исполнять его законов? Нет! Ни одно государство мира не разрешает приверженцам религии игнорировать законодательство. Например, в статье 49 конституции Швейцарии сказано: "Религиозные воззрения не освобождают от исполнения гражданских обязанностей". Конституция Греции гласит: "Никто, в силу своих убеждений, не может быть освобожден от выполнения своих обязанностей в отношении государства и не должен уклоняться от выполнения законов страны". Аналогичные правовые нормы существуют и в других странах.

Таким образом, даже самое краткое рассмотрение некоторых законов буржуазных стран позволяет сделать вывод, что регулирование Советским государством деятельности религиозных организаций не представляет собой исключительного явления.

Советское социалистическое государство считает свободу совести важным гражданским правом в общем ряду других конституционных прав и свобод и не пытается подразделять их на главные и второстепенные.

Для советского общества одинаково важны как свобода совести, так и неприкосновенность личности, как право на труд, так и право на отдых, как право на образование, так и право на охрану здоровья.

Г. ЛУПАРЕВ, кандидат юридических наук.

Смотрите также: