Примерное время чтения: 6 минут
113

С начала 1988 г. зарегистрировано около 200 новых религиозных объединений. Нужен ли Совет по делам религий?..

В почте "АиФ" можно часто встретить вопросы: "Для чего существует Совет по делам религий? Не является ли его создание нарушением Конституции СССР? Ведь в нашей стране церковь отделена от государства".

Наш корреспондент П. Лукьянченко встретился с заведующей юридическим отделом Совета по делам религий при Совете Министров СССР кандидатом юридических наук Т. К. БЕЛОКОБЫЛЬСКОЙ и попросил ее ответить на эти и другие вопросы читателей.

Т. Б. Основная цель, ради которой был создан наш Совет, - проведение единой государственной политики в отношении религии, церкви и верующих. Совету вменено в обязанность осуществлять контроль за соблюдением Конституции СССР, гарантирующей гражданам свободу совести, за правильным применением и исполнением на всей территории СССР соответствующего советского законодательства.

Хотя в статье 52 нашей Конституции записано: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду", это не означает, что гарантии сами собой претворяются в жизнь. Для того чтобы свобода совести не только провозглашалась, но осуществлялась на практике, и нужен такой орган, как Совет по делам религий. Если не он, то кто же будет заниматься этими вопросами?

КОРР. Но почему этим не заниматься местным органам власти - Советам, которые в ходе перестройки должны взять на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения?

Если это произойдет, необходимость в еще одном органе в виде Совета по делам религий может отпасть. Тем более что, судя по читательской почте, нареканий в адрес вашего учреждения со стороны верующих очень много.

Т. Б. К сожалению, в настоящее время функции Совета по делам религий в основном сводятся к посредничеству и содействию. Нам же важно, чтобы решения, которые мы принимаем, реализовывались на практике. А то часто приходится выступать в роли просителей: "Просим рассмотреть...", "Просим принять меры...". А чтобы всерьез вести дело, нам нужен более веский авторитет самого органа, нужен определенный правовой статус. Вопрос о повышении роли и авторитета Совета по делам религий неоднократно поднимался. В частности, о его преобразовании в орган, подведомственный Верховному Совету СССР. Тогда и функции Совета по межведомственному контролю могли бы реализовываться в силу самого статуса.

КОРР. Неужели того, что вы находитесь при Совете Министров СССР, недостаточно?

Т. Б. Увы, это мало что нам дает. Наши возможности в плане реализации возложенных на Совет задач предельно ограничены.

КОРР. Получается, что вы ни одного вопроса не можете решить сами?

Т. Б. Ну почему же. Ряд вопросов мы решаем именно на уровне Совета. Например, вопросы регистрации религиозных объединений, открытия или закрытия церквей.

Вопросы эти мы решаем по представлению местных органов власти. Надо признать: до недавнего времени практика была такова, что Совет автоматически дублировал решения облисполкомов. Например, облисполком предлагает отказать в регистрации тому или иному религиозному обществу. И, как правило, мы узаконивали это предложение.

Но в последнее время с учетом тех процессов, которые происходят сейчас в стране, Совет стремится принимать и принимает объективные решения, чего раньше, увы, не было. Сейчас практически нет случаев отказа в регистрации религиозных объединений без законных на то оснований. Все чаще и чаще Совет, пользуясь своим правом, идет навстречу просьбам верующих граждан и принимает решения о регистрации религиозных обществ вопреки мнению местных властей.

КОРР. И вы можете привести пример?

Т. Б. Только что у нас в отделе были материалы по Гомельской области. Местный облисполком отказал в регистрации общества Русской православной церкви на том основании, что в соседних населенных пунктах есть действующие церкви и что верующие могут удовлетворить там свои религиозные потребности. Правда, товарищи из Гомельского облисполкома не считаются с тем фактом, что верующим - как правило, людям преклонного возраста, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны - придется добираться десятки километров до ближайшей церкви. И говорить им, что вы можете ездить молиться автобусом, который ходит раз в сутки, я считаю, просто надругательство. Мы зарегистрировали религиозное общество и дали облисполкому предписание решить вопрос с молитвенным помещением, указав срок исполнения решения Совета.

КОРР. В конце 1917 г., когда готовился Декрет от отделении церкви от государства и школы от церкви, в комиссии по его подготовке принимал участие представитель церкви - священник Михаил Галкин. Сейчас полным ходом идет подготовка нового законодательства о культах. Участвуют ли в комиссии по его разработке представители церкви?

Т. Б. В разработке закона о свободе совести принимают участие представители различных министерств и ведомств, в том числе и Совета по делам религий. И хотя служителей культа в комиссии нет, мы постоянно консультируемся с ними, так как нормативные акты, которые мы разрабатываем, в первую очередь предназначены для них.

Однако было бы, я считаю, правильным включить в комиссию по работе над проектом представителей всех церквей, действующих на территории нашей страны. Такое сотрудничество будет только на пользу дела.

КОРР. До сих пор действует постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г. (с изменениями и дополнениями от 1975 г.), содержащее серьезные отступления от ленинского Декрета в сторону ущемления прав верующих. Восстановит ли новое законодательство принципы этого Декрета?

Т. Б. Проект закона о свободе совести основывается на ленинских принципах, сформулированных в Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Но в нем учитываются и современные реальности. Так, в Декрете, в статьях 12 и 13, церковь лишалась прав юридического лица, права владеть собственностью, приравнивалась к частным обществам и союзам. У нас таких обществ сейчас уже нет. А поскольку на практике сегодня церковь имеет право принимать людей на работу, покупать и строить культовые здания, т. е. фактически признается субъектом права, то надо узаконить это положение юридически и предусмотреть его в проекте нового законодательства.

КОРР. Многих читателей волнует вопрос: будет ли проект закона о свободе совести вынесен на всенародное обсуждение?

Т. Б. Безусловно, закон о свободе совести относится к числу законов, затрагивающих важнейшие вопросы жизни нашего общества. И в период гласности он не может приниматься без учета мнения тех, чьи интересы он защищает. Поэтому было бы правомерным до принятия закона его проект довести до сведения граждан и религиозных организаций.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно