В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ не проходит недели, чтобы из американской столицы не доносились речи высокопоставленных представителей администрации об "активном стремлении США к миру". Своего рода кульминацией этого необычного для Вашингтона "крена к миротворчеству" стало выступление президента Р. Рейгана 16 января.
Что же вдруг случилось?
Это - тщательно продуманная тактика, которую республиканская администрация взяла на вооружение исходя по меньшей мере из двух политических факторов,
Первый и, пожалуй, главный из этих факторов состоит в том, что нынешний год - год президентских выборов в США. Не составляет секрета, что агрессивный, милитаристский курс "команды Рейгана" вызывает серьезную и все более растущую озабоченность среди значительной части американской общественности. "Президент Рейган, - пишет английская газета "Файнэншл таймс", - в большей степени, чем многие другие политические деятели, любит выставлять себя в выгодном свете. А поскольку любые его высказывания и действия сегодня задают тон предвыборной кампании, он хотел бы избежать обвинений в том, что он поджигатель войны, тем более, что подобные обвинения едва не поставили под вопрос его избрание президентом еще в 1980 году".
Второй фактор - внешний. Он связан с тем, что ныне даже в странах - союзниках США по НАТО многие влиятельные политические круги, широкая общественность все отчетливее осознают, какая серьезная опасность для дела мира кроется в попытках Соединенных Штатов любой ценой взломать сложившийся в Европе и мире примерный военно-стратегический паритет, дабы, обзаведясь ядерным мечом подлиннее и поострее, диктовать свою волю суверенным странам и народам.
Выставляя себя "приверженцем дела мира", Вашингтон стремится "успокоить" союзников, сбить антиамериканскую направленность все более мощного антивоенного движения.
"Миротворческая" речь Р. Рейгана не в последнюю очередь была рассчитана и на то, чтобы подготовить для американской делегации "выигрышный плацдарм" на конференции в Стокгольме.
ВОЗВЕЩАЯ о своей приверженности миру, Вашингтон чаще всего даже не дает себе труда хоть как-то увязать сиюминутную пропагандистскую тактику со своей же глобальной стратегией. Но мир ведь знает, что не кто иной, как нынешний президент не раз во всеуслышание заявлял, что США должны делать ставку на силу и что, дескать, "противник должен каждую ночь засыпать в страхе, опасаясь, что мы прибегнем к ядерному оружию".
Сейчас в Вашингтоне делают вид, будто там весьма озабочены состоянием и перспективами американо-советских отношений и пекутся об их улучшении. Но мир ведь помнит, что не кто иной, как тот же Р. Рейган, выступая в июне 1982 г. в парламенте Англии, взывал к союзникам по НАТО: "Давайте же перестанем колебаться! Давайте воспользуемся нашей мощью для того, чтобы марксизм- ленинизм оказался на пепелище истории".
Клянясь в верности "делу свободы и демократии", не кто иной, как американский президент в интервью итальянскому еженедельнику "Сеттиманале" заявил: "США должны до конца поддерживать своих союзников, даже если это правый или фашистский режим".
Никакая псевдомиротворческая фразеология не изменит наличие огромного плана "перевооружения Америки", того факта, что именно США загнали в запрограммированный тупик переговоры о сокращении ядерных вооружений в Европе, что США создали в 32 странах мира свыше 1500 своих военных объектов и баз - очагов агрессии...
ФАЛЬШЬ уверений Вашингтона в том, что он чуть ли не "пересматривает" свою политику, отмечают даже многие органы западной буржуазной прессы. Так, "Нью-Йорк таймс" отмечала, что "президент не предложил никаких изменений в позиции США на переговорах, направленных на сокращение уровней советских и американских ядерных и обычных вооружений". "Изменение риторики не принесло ничего нового по существу американской позиции", - вторит парижская "Либерасьон".
Выступая в 1970 г. перед американскими конгрессменами, профессор Колорадского университета К. Боулдинг заметил: "На государственном гербе США изображен орел с оливковой ветвью в одной лапе и пучком стрел - в другой. Если пучок стрел может быть оценен в 80 млрд. долл., то оливковая ветвь не стоит ничего".
Что же изменилось сегодня? Только лишь то, что пучок стрел в лапе американского орла оценивается уже не в 80, а в 280 млрд. долл. - именно такую рекордную в истории страны сумму выколотил на 1984-й финансовый год Пентагон. А оливковая ветвь Вашингтона по-прежнему не стоит ни цента. Как бы ни размахивал в преддверии предстоящих выборов этой ветвью президент США...
Ю. КОРНИЛОВ, политический обозреватель ТАСС - для "АиФ"
Смотрите также:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ. АНАТОМИЯ БОЛЬШОЙ ЛЖИ (часть 1) →
- РЕПЛИКА. КАКИХ ДРУЗЕЙ ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ВАШИНГТОН →
- РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ (27.02.1984) →