[Есть ответы] Ваши вопросы от 12.03.1984

   
   

Известно, что для нашего сельского хозяйства погодно-климатические условия не везде благоприятны. Вместе с тем в стране много делается для того, чтобы ослабить влияние природных факторов на сельскохозяйственное производство. Хотелось бы знать, есть ли ощутимые сдвиги в этом деле, так как "голоса" постоянно твердят о том, что наши неурожаи зависят не от погоды, а исключительно от способа хозяйствования. Что можно сказать по этому поводу?

П. Кириченко, пропагандист, Прокопьевск.

ПО ПРАВДЕ ГОВОРЯ, утверждения буржуазной пропаганды о некоем "кризисе сельского хозяйства", о "неэффективности" тех или иных мер, принимаемых в нашей стране в области сельскохозяйственного производства, стали уже своего рода пропагандистским клише.

Лживость таких оценок разоблачают и некоторые западные специалисты, призывающие без предвзятости подходить к положению дел в этой отрасли советской экономики. Вот, например, как оценивает развитие сельского хозяйства в СССР американский бизнесмен Дж. Кристал в газете Чикаго трибюн". "Новая технология, огромные капиталовложения, - отмечает автор, - Способствовали неуклонному подъему сельскохозяйственного производства в СССР. Статистические данные убедительно свидетельствуют о росте урожаев продовольственных и технических культур, об увеличении производства продуктов животноводства".

Подтверждением этому могут служить такие цифры. За последние пять лет в сельском хозяйстве на 30 проц. возросла энерговооруженность труда. Пойти на треть увеличились поставки хозяйствам минеральных Удобрений. На селе уверенно внедряются новые формы организации труда и хозяйственного управления.

Минувший год практически был первым годом реализации Продовольственной программы, тех крупных мер, которые были намечены майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС. И эти меры приносят ощутимые результаты. Валовая продукция сельского хозяйства возросла на 5 процентов. Собрано больше картофеля, сахарной свеклы, льна, выращен неплохой урожай хлопка и овощей. В государственные ресурсы поступило молока, скота и птицы на 9 проц. больше, чем в 1982 г., яиц - на 4 процента больше. Улучшились экономические показатели работы колхозов и совхозов. Их прибыль достигла почти 17 млрд. рублей. Это укрепило экономику, создало предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, внедрения хозрасчета, прогрессивных форм организации и оплаты труда. Усилилось внимание к социальным проблемам.

Как известно, погодные условия прошедшего года оказались трудными. Не следует забывать, что преобладающая часть районов нашей страны может быть отнесена к зонам рискованного земледелия. И тем не менее, благодаря хорошо организованной работе тружеников села, их упорному, самоотверженному труду, урожай зерновых превысил 190 млн. тонн (а ведь по прогнозам многих западных специалистов нам пришлось бы довольствоваться всего лишь 120 млн. тонн - были и такие оценки).

Здесь нелишне еще раз напомнить об "объективности" буржуазных средств массовой информации, особенно когда дело касается самих США. Так, известно, что минувшей зимой температура в ряде штатов Америки резко упала. Жизнь в стране оказалась парализованной. Сказались морозы и на урожае. В штате Аризона погибло 50 проц. урожая овощей, четверть урожая апельсинов - во Флориде. Поэтому был вполне понятен обеспокоенный тон речей местной прессы, сетовавшей на непредсказуемые капризы природы.

Однако те же самые буржуазные газеты делают совершенно другие заключения, когда сильные холода или засухи случаются в СССР и сводят на нет работу тружеников села в некоторых областях и районах страны.

В то же время мы прекрасно понимаем, что никакими ссылками на погоду не оправдать упущений и недоработок, которые у нас еще есть. Наши усилия направлены на устранение этих и подобных им недостатков, на то, чтобы ослабить зависимость сельскохозяйственного производства от неблагоприятного влияния природных факторов.

Одной из важнейших задач было и остается повышение урожайности, в первую очередь зерновых, а также кормовых и технических культур, обеспечение большей стабильности в развитии растениеводства, повышения устойчивости урожаев к неблагоприятным климатическим условиям за счет комплексной механизации, химизации и мелиорации земель, широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в практику. Другими словами, за счет производительного использования всего того, что накопило и чем располагает советское сельское хозяйство.

* * *

В прессе я встречал сообщения о том, что правительство Тэтчер в Англии намерено объявить решительную войну преступности. Можно ли рассматривать эту планируемую кампанию Лондона как позитивное явление в политике консерваторов?

М. Колесов, Краснодар.

ПРАВИТЕЛЬСТВО М. Тэтчер не раз заявляло о своем намерении принять срочные и неотложные меры по борьбе с преступностью. Однако кривая преступности на Британских островах тем временем продолжала неуклонно ползти вверх. По данным газеты "Дейли миррор", только за период правления консервативного правительства Маргарет Тэтчер число серьезных преступлений в стране возросло на 22 процента.

Ну а какие же меры по борьбе с преступностью Лондон собирается предпринять на этот раз? Речь идет об осуществлении широкой программы строительства... новых тюрем. На это будет израсходовано почти 2,5 млрд. фунтов стерлингов. Это колоссальная сумма, если учесть, что фолклендская авантюра обошлась Англии в 1,5 млрд. фунтов стерлингов.

О том, какую роль играют тюрьмы в борьбе с преступностью на Британских островах, многие англичане (да и не только они) узнали после бунта заключенных в тюрьме "Гартри". Из писем узников стало известно, что их использовали в качестве подопытных кроликов; им вводили сильнодействующие психотропные вещества. В результате таких процедур движения человека становятся механическими, он теряет способность контролировать свои мысли и полностью подчиняется воле надсмотрщиков.

Как видим, новые тюрьмы нужны Лондону и для обеспечения репрессивных законов, направленных против "инакомыслящих", и для секретных экспериментов по отработке методов подавления личности. И тут уж денег не жалеют.

Параллельно с планами строительства новых тюрем правительство Тэтчер уже подготовило новый законопроект о "полицейских уголовных свидетельствах", который разрешает полиции обыскивать людей прямо на улицах и задерживать их на длительное время без предъявления обвинений.

До сих пор в Англии не отменен и так называемый чрезвычайный закон, действующий в стране уже несколько лет. Согласно этому закону было арестовано более 5 тыс. человек. Из них только 12 проц. узнали о причине ареста. Они обвинялись в "оскорблении полиции". Это стандартная формулировка, которая, как правило, используется против англичан, выражающих недовольство внешней и внутренней политикой правительства консерваторов.

Английская пресса писала, что в Уэст-Мидленде полиция угрожала домохозяйке миссис Хейг только за то, что она написала письмо-протест в редакцию газеты против размещения американских ракет на британской земле. А вот десятки англичанок, участвовавших в демонстрациях протеста против тех же крылатых ракет, были арестованы и брошены в тюрьмы.

Так что меры по борьбе с преступностью, которые рекламируются буржуазной пропагандой, в значительной степени носят политический характер, ущемляют права и свободы рядовых англичан.

* * *

В одном из номеров бюллетеня вы рассказывали о производстве легковых автомобилей в странах- членах СЭВ. Хотелось бы знать, как развивается транспорт в странах СЭВ в целом. Ведь по этой проблеме западные "голоса" распространяют множество небылиц.

С. Мальгин, пропагандист, Воронеж.

ТРАНСПОРТУ принадлежит огромная роль в укреплении экономического взаимодействия социалистических государств, в обеспечении бесперебойных перевозок внешнеторговых грузов. Достаточно напомнить, что взаимный товарообмен за последние 30 лет вырос более чем в 20 раз.

По предварительным оценкам, годовой объем взаимных перевозок грузов стран СЭВ в текущем десятилетии увеличится почти на 30 процентов. При этом значительно расширится география поставок.

Как известно, была разработана долгосрочная целевая программа сотрудничества по развитию транспортных связей СЭВ. Она определила, согласованную стратегию развития транспортных связей между социалистическими государствами, а также и с другими европейскими странами. Она направлена на совершенствование технических Средств, внедрение передовых технологий, способных сократить транспортные издержки в международных сообщениях.

Транспорт, к сожалению, пока еще узкое место внешнеэкономических связей. Все государства, входящие в СЭВ, это видят, как видят и выход из такого положения. Выход - в гармоничном сочетании всех видов транспорта, в увеличении пропускной способности магистралей международного значения, в развитии контейнерных перевозок. Словом, в интенсификации. Именно такой подход лежит в основе 20 многосторонних и двусторонних соглашений, с помощью которых идет осуществление долгосрочной программы.

Таким образом, совместное, эффективное выполнение намеченных планов свидетельствует о преимуществах социалистического, коллективного решения сложных задач.

Например, главные направления сотрудничества в области железнодорожного транспорта сосредоточены на развитии сети международного значения протяженностью около 19 тыс. километров. Работы ведутся на наиболее напряженных магистралях, таких как Москва - Брест - Варшава - Берлин или Росток - Берлин - Прага - Будапешт. Всего же программой интенсификации охвачено 14 магистралей в направлении Восток - Запад и 4 - в направлении Север - Юг. В нынешнем году будет завершена электрификация участка Минск - Брест, занимающего центральное место в магистрали, связывающей СССР, ПНР и ГДР. На других линиях идет прокладка вторых путей, дороги оборудуются автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Кроме того, до 1990 года намечено построить около 400 км новых линий.

Стремление стран к повышению экономической эффективности транспорта отражает и растущую роль в международных сообщениях автомобильных путей. И здесь долгосрочная программа отдает приоритет магистралям, которые связывают между собой столицы всех европейских стран - членов СЭВ и их важнейшие административные и культурные центры. Техническая реконструкция касается прежде всего четырех автодорог общей длиной 8,5 тыс. километров. Это Берлин - Варшава - Москва, Росток - Берлин - Прага - Братислава - Будапешт - Констанца, Гданьск - Варшава - Катовице - Братислава - Будапешт - Бухарест - Констанца - София и Москва - Кишинев - Бухарест - София.

В числе 50 крупных совместных проектов, предусмотренных долгосрочной программой, значительное место приходится на морской и речной транспорт. Речь идет о создании современных транспортно-технологических комплексов международного значения - контейнерных, паромных, лихтерных, об учреждении новых совместных линий и предприятий, реконструкции 26 важнейших портов. Например, в порту Росток силами двух стран - ГДР и ЧССР - сооружаются специальные мощности для перевалки цитрусовых. Кроме того, расширяется 6 портов на Дунае и 5 - на Эльбе.

Вслед за паромной переправой между Ильичевском и Варной появится новая паромная линия, которая соединит советский порт Клайпеду со строящимся в ГДР паромным комплексом Мукран. Работу переправы будут обеспечивать 6 судов, которые намечено построить на заводе "Матиас-Тезен Верфт" в городе Висмаре. Первое паромное судно откроет сообщение между Клайпедой и Мукраном в 1986 году.

В результате доля морского транспорта во взаимных перевозках стран-членов СЭВ возрастет до 22,4 проц, в 1985 г., а речного - до 3,8 процента.

Дальнейшее развитие получает Единая контейнерная транспортная система. Намечено в текущем десятилетии ввести в строй 9 международных контейнерных линий и 156 станций для обработки контейнеров. Объем контейнерных перевозок в 1990 г. увеличится в 4 раза по сравнению с 1980 годом.

Налаживается международное разделение труда в области ремонта авиационной техники. Уделяется внимание развитию международных аэропортов, превращению их в предприятия с высокой степенью механизации и автоматизации. С этой целью уже заключено генеральное соглашение о многосторонней специализации и кооперировании производства различных видов технологического оборудования.

Ученые и инженеры социалистических государств сообща создают транспортные средства с учетом высших мировых достижений, скоростные и безопасные для человека и окружающей среды.

Ответы подготовили: А. СИРОТА, А. ОГАНЕСЯН, Ю. СИНЯКОВ.

Смотрите также: