ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Чего добивался Рейган в Китае

   
   

САМОРЕКЛАМНЫЕ заявления и действия главы Белого дома в ходе визита в КНР были явно рассчитаны на пропагандистский эффект с учетом разворачивающейся в США борьбы за президентское кресло.

Однако явно не только предвыборные соображения привели Рейгана в Пекин. Пребывание в КНР президент США использовал для грубых нападок на миролюбивую политику СССР, других социалистических стран, нагнетания напряженности в азиатско-тихоокеанском регионе, попыток, как отмечала индийская газета "Патриот", "привязать Пекин к своей военно-политической колеснице".

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Оценивая позиции сторон на переговорах, мировая печать пришла к заключению, что, избегая в публичных выступлениях прямой поддержки милитаристского антисоветского курса администрации США, заявляя о наличии "разных подходов" к некоторым вопросам международной жизни и двусторонних отношений, китайские руководители тем не менее пошли на фиксацию общности или параллельности интересов КНР и США, прежде всего в плане так называемого "сдерживания" СССР. Пекин подтвердил готовность к фактическому партнерству с американским империализмом по ряду важных аспектов мировой политики (положение в Индокитае, ситуация вокруг Афганистана и т. д.).

Характерно в этой связи, что визит Рейгана совпал с усилением военных провокаций Пекина против Вьетнама, самых крупных по своим масштабам со времени китайской агрессии против СРВ в феврале 1979 года.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в ходе переговоров в Пекине речь шла об активизации китайско- американских контактов по линии военных и разведывательных ведомств, о планах продажи Китаю американского оружия, что не может не вызывать обоснованной тревоги мировой общественности, и прежде всего соседей Китая.

Камуфлируя истинные причины роста международной напряженности, руководители КНР в ходе переговоров рассматривали положение в "горячих точках" планеты через призму противоборства "двух сверхдержав". Они, по существу, закрывали глаза на опасную милитаристскую политику американского империализма, сколачивание блока Вашингтон - Токио - Сеул, военные приготовления США в азиатско-тихоокеанском регионе, в сферу действия которых попадает и сам Китай.

Более того, вопреки очевидным фактам и к явному удовлетворению главы Белого дома Советский Союз был вновь безосновательно обвинен в создании некой "угрозы безопасности Китая". В то же время в Пекине прямо заявляют, что Китай и США "не угрожают друг другу" и "имеют общие интересы в важных вопросах, касающихся международного мира и безопасности". Логику подобных рассуждений понять трудно.

Угрозу безопасности Китая явно пытаются искать не в том направлении. Ведь если она и существует, то именно со стороны империализма США, беззастенчиво попирающего национальный суверенитет и территориальную целостность КНР, отторгнувшего и удерживающего под своим контролем в течение 35 пет часть китайской территорий - Тайвань, всемерно вооружающего тайваньский режим, который, как известно, не снимает тезис об "освобождении материка". Не сообщалось в Вашингтоне и об отмене принятой администрацией Картера директивы N 59, намечавшей объекты возможного ядерного удара США по территории КНР.

Как верх лицемерия и двуличия прозвучали в Пекине слова Рейгана об "огромном уважении" к достижениям китайской цивилизации, о "самых теплых чувствах дружбы к китайскому народу". В КНР не могут не помнить об американской агрессии в Китае в период гражданской войны, экономической блокаде и попытках удушения революционной власти в первые годы существования народной республики, враждебной политике США в отношении КНР в 50 - 60-х годах.

Еще не забылось и то, что нынешний глава вашингтонской администрации, который в Пекине пытался рядиться в тогу "друга" китайского народа, в 1979 г. называл "красный Китай" "тюрьмой", а шаги администрации Картера по нормализации отношений с КНР - "откровенным предательством" старого и верного союзника - Тайваня. Предвыборная кампания Рейгана в 1980 г. сопровождалась призывами "сохранить межправительственные связи" с тайбэйским режимом, соблюдать бдительность в отношении "безбожного коммунистического Китая".

Двуличие Вашингтона демонстрируют и заявления Рейгана в Пекине о нежелании США "отказываться от давних друзей, чтобы приобрести новых". Вашингтон вновь не дал никаких обещаний сократить поставки Тайваню американского оружия. Более того, было объявлено решение администрации продать Тайбэю очередную партию современных вооружений на сумму 87 млн. долларов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Помимо военно-стратегических расчетов, одной из важных целей визита Рейгана, как заявил сам президент, было "расширение влияния США на огромном коммерческом рынке Китая". Перед отлетом в Пекин Рейган заверил американских бизнесменов, что "сделает все, что в его силах" для закрепления позиций монополий США на китайском рынке.

Иностранные обозреватели в связи с этим обращают внимание на уже достаточно высокий уровень американо-китайских отношений в практических областях. В экономические связи с КНР вовлечено около 800 компаний США, 110 из которых имеют в Китае свои представительства.

В нынешнем году планируется выдать 5 тыс. разрешений на поставку КНР американской техники "двойного назначения" (техники, используемой и в гражданской, и в военной областях) на сумму около 2 млрд. долларов.

Капиталовложения американских фирм в китайскую экономику составляют 676 млн. долларов. По этому показателю США занимают первое место среди партнеров Китая.

В КНР действует 21 смешанное предприятие с участием американского капитала. Крупнейшие нефтедобывающие компании США заключили ряд соглашений о разведке и добыче нефти на континентальном шельфе Китая на сумму в несколько сот миллионов долларов. К визиту Рейгана было приурочено подписание крупнейшей сделки с фирмой "Оксидентал петролеум" о совместной разработке в КНР месторождений угля. В дни его пребывания в Пекине был заключен ряд новых соглашений, гарантирующих льготные условия деятельности американских фирм в Китае. За последние годы подписан 21 протокол и осуществляется более 300 совместных проектов в научно-технической области.

Расширение американо-китайских торгово-экономических и научно-технических связей, рост инвестиций США в китайскую экономику, которые Вашингтон пытается выдать за "бескорыстную помощь", диктуются отнюдь не альтруистическими соображениями. Ясно, что империалисты друзьями социализма никогда не были и не будут.

Правящие круги США рассчитывают использовать заинтересованность Пекина в экономическом содействии для пристегивания китайской экономики к мировому капиталистическому рынку, создания условий для эволюции внутренней и внешней политики КНР в выгодном для империализма направлении, подрыва основ общественного строя КНР. Именно поэтому президент США особо приветствовал решение китайского руководства "шире открыть свои двери для Запада", создать условия для "свободного обмена знаниями". Рейган с похвалой отзывался об "активизации духа предпринимательства" в Китае, подчеркивал, что именно китайская политика "открытых дверей" "дала возможность дальнейшего совпадения интересов Китая и США".

"Теперь китайцы согласны на создание американскими фирмами своих филиалов... - с нескрываемым удовлетворением заявлял Рейган. - Вот на этих предприятиях и будет существовать капитализм". Еще более откровенно выразил эту мысль помощник президента США по вопросам национальной безопасности Макфарлейн: "В результате осуществления программ добычи нефти и угля и строительства электростанций в Китае будут находиться сотни тысяч американцев и граждан других западных стран... В этих условиях перемены неизбежны, и я думаю, что в Китае они произойдут".

Истинный, глубинный смысл визита президента США в Китай, видимо, проявится лишь со временем. Однако уже сейчас ясно, что пребывание в Пекине Рейгана - прямого ставленника американского военно- промышленного комплекса, инициатора организации "крестового похода" против социализма, его призывы к усилению конфронтации с СССР, другими социалистическими странами, попытки использовать "китайский фактор" в американских военно-политических расчетах в районе Азии и Тихого океана противоречат интересам мира и социализма, в том числе интересам китайского народа.

Расширенный вариант статьи опубликован в политическом еженедельнике "Новое время", 1984, N 20.

Смотрите также: