Свыше десяти лет проблема Кипра не только не находит своего разрешения, но и приобретает все более сложный и опасный характер. Территориальной целостности острова был нанесен удар трагическими событиями июля 1974 г. - фашистским путчем, организованным агентурой греческих "черных полковников" и последующим вторжением турецких войск в северную часть Кипра. Предпринятая в ноябре прошлого года сепаратистская акция экстремистов из руководства турецкой общины - провозглашение самозваного государства, "турецкой республики Северного Кипра", - и последующие шаги по закреплению этих противоправных действий еще сильнее затянули узел межобщинных противоречий.
Эти противоречия всячески используют в своих целях политические деятели Запада, поддерживающие искусственное противопоставление и разделение греческого и турецкого населения Кипра. Вашингтон и натовская военщина, на словах провозглашая готовность содействовать справедливому урегулированию кипрской проблемы, на деле препятствуют этому, стремясь превратить независимый Кипр в свою марионетку в Восточном Средиземноморье.
Не часто эти происки становятся предметом исследования в средствах массовой информации Запада. Один из таких примеров - статья в английском журнале "НЬЮ СТЕЙТСМЕН".
30 ЛЕТ НАЗАД тогдашний государственный министр по делам колоний Генри Гопкинсон вызвал политическую бурю, заявив в палате общин, что Кипр "никогда не обретет полной независимости".
20 лет назад тогдашний государственный секретарь США Дин Ачесон представил на рассмотрение президента Джонсона план, осуществление которого лишило бы этот остров его шаткой "независимости" всего через четыре года после ее получения путем раздела Кипра между греками и турками.
10 лет назад греческая фашистская хунта предприняла попытку убить президента Макариоса и аннексировать остров, а турецкая армия осуществила вторжение на Кипр и разделила его.
По сути, большинство западных политических деятелей, за исключением Генри Гопкинсона, лгало и продолжает лгать относительно политики своих правительств. За прошедшие годы ни английское, ни американское правительство так и не раскрыли всей правды о проблеме Кипра. Они, как правило, проводят политику сознательной дезинформации, чтобы переложить вину за возникновение тех бедствий, которые были обрушены колониальными державами (до 1964 г. - Англией, а затем Соединенными Штатами при негласной поддержке англичан), на плечи киприотов.
В глазах американской администрации Кипр остается колонией, а часть его таковой и является; при обсуждении законопроекта о национальной принадлежности три года назад выяснилось, что официально английские базы по-прежнему считаются "остатками королевской колонии на Кипре".
Проблема Кипра подается в виде межобщинной розни, а сам остров - как место, где греки не могут мирно сосуществовать с турками, да и с другими греками, и где Англия и США вот уже 30 лет благородно пытаются удерживать враждующие стороны от столкновений. Истина же - прямо противоположна.
Английское правительство нагнетало напряженность между греками и турками, произнося красивые слова о своей "миротворческой" миссии. Соединенные Штаты вскармливали и вскармливают на Кипре наиболее ярые шовинистические группировки как среди греков, так и среди турок, поддерживая то одну, то другую сторону в конфликте, как им кажется, в интересах НАТО.
Разделение острова было прямо исключено по конституции и договорам, заключенным в 1960 г., однако определенные круги в английском и американском правительствах с тех самых пор с циничной решимостью добиваются именно раскола.
Англия в 50-е годы сознательно проводила политику нагнетания напряженности в отношениях между греками и турками на Кипре. Английским правительствам множество раз предъявлялось обвинение в проведении политики по принципу "разделяй и властвуй". Монти Вудхауз, который в 50-е годы был сотрудником британской разведки, подтверждает, что Макмиллан, который был тогда министром иностранных дел, отдал распоряжение спровоцировать выступления турок еще в 1953 году. Тогда как все до единой греческие партии были запрещены, туркам было позволено создать свою партию под провокационным названием "Кипр по-турецки". Члены ЭОКА - террористического инструмента греческой хунты - подвергались преследованиям, в то время как террористическая группировка турок на Кипре "Вулкан" осталась практически неприкосновенной.
"img src="35aif062.gif""
Затем на сцене появилась турецкая полиция, привлеченная для борьбы против ЭОКА. Английское правительство не раз получало предупреждения о том, что подобный шаг может привести только к вспышке межобщинной розни. Бомба, взорвавшаяся а 1958 г. в турецкой части Никосии и приведшая к первому по-настоящему ожесточенному межобщинному столкновению, была подложена турком-киприотом для нагнетания политической напряженности. По чьему наущению?
НАТО откровенно и цинично использовало самые ярые шовинистические элементы для дальнейшего углубления раскола и колонизации острова. Джордж Болл, первый заместитель госсекретаря США, фактически признал, что вместе с членами террористической организации ЭОКА-Б он участвовал в заговоре против Макариоса, законно избранного президента суверенного государства.
Нет особых сомнений и в том, что английское правительство эту политику поддерживало. Ричард Кроссмэн, который участвовал в скандале, разгоревшемся вокруг заявления Гопкинсона в 1954 г., 13 лет спустя обнаружил в своем министерском сейфе составленный лейбористским министерством иностранных дел документ, в котором хладнокровно рекомендовалось ничего не предпринимать, если греческая хунта попытается организовать переворот с целью свержения президента Макариоса. Вот как оправдывал это министр иностранных дел лейбористского правительства Майкл Стюарт: "Макариос голосовал в ООН на стороне коммунистов". Решение поддержать фашистов в борьбе против демократов в Восточном Средиземноморье явно было принято на очень высоком уровне в США, Англии и НАТО. Эта политика проводится и по сей день.
Что именно в этом заключалась политика Англии, подписавшей договор о гарантиях, не имея ни малейшего намерения ничего гарантировать, стало ясно в 1974 г., когда английские войска сложа руки наблюдали за греческим переворотом и турецким вторжением. Кипр так и не стал "полностью независимым". В 1960 г. на юге сохранялись английские базы, а теперь северную часть острова отделила от южной постоянно находящаяся на Кипре турецкая армия.
Нет никаких сомнений в том, что раскол острова всегда был предпочтительным вариантом в глазах милитаристски настроенных западных политических деятелей. Макмиллан угрожал таким расколом в 1957 г., Ачесон его планировал в 1964 г., Никсон и Киссинджер вступили в сговор с хунтой, чтобы осуществить его в начале 70-х годов, а когда греческие полковники не смогли выполнить взятые на себя обязательства, американцы позволили турецкой армии сделать такой раскол реальностью.
В представлениях о будущем Кипра по-прежнему много несовместимого. НАТО рассматривает его как свою базу и остров, на который нельзя пускать противника. Греки видят в нем греческий остров. С точки зрения турок, англичане просто-напросто хранили Кипр для них с 1878 г. для будущей реколонизации. Остается надеяться, что эта грязная повесть о сговоре, лжи и обмане, которые теперь разоблачены, вольет новые силы в тех, кто добивается урегулирования, основанного на учете справедливых интересов народа Кипра, а не предполагаемой заботе о "безопасности" Запада.
Смотрите также:
- Ближний Восток: Арабов гонят из Иерусалима. Тайные козыри Шарона →
- Точка зрения ученого. Дипломатия без дипотношений →
- ИНТЕРВЬЮ. Ливанская трагедия и ее истоки →