ПОСЛЕ теракта 9 августа, унесшего 15 жизней в иерусалимской пиццерии (еще около 150 чел. было ранено), израильское правительство распорядилось закрыть 8 учреждений палестинской автономии в Иерусалиме. На их территорию введены войска и полицейские. Особое значение имело закрытие "Ориент Хауса" - здания бывшей гостиницы в самом центре столицы еврейского государства. В нем размещались головные политические учреждения палестинской администрации.
Таким образом, административное присутствие Я. Арафата в израильской столице ликвидировано. До этого все израильские правительства не решались покончить с явным двоевластием в городе.
Как нам сообщил из Хеврона лидер движения "Беад Арцейну" ("За Родину") Авром Шмулевич, решение о проведении операции было принято премьером А. Шароном еще пару месяцев назад. А именно - после взрыва в тель-авивской дискотеке, которую посещали исключительно русскоязычные подростки. Тогда погибло 20 детей. Однако воплотить его в жизнь помешал протест американцев и Евросоюза. США удерживали Израиль от окончательного разгрома инфраструктуры палестинских военных формирований, умело используя имеющиеся рычаги давления, особенно механизм голосований в ООН. Европейцы еще более враждебно отнеслись бы к такому шагу из-за боязни потерять арабскую нефть. Россия и вовсе не рассматривалась израильскими властями как конструктивная сила, поскольку Москва, по их мнению, не имеет какой-либо членораздельной линии в данном конфликте, полностью подстраиваясь под политику США. Хотя теоретически Израиль был бы крайне заинтересован в политическом и экономическом усилении России, например, в освоении ею новых нефтяных месторождений. Ведь российская нефть, хлынь она на рынки Западной Европы, существенно ослабит зависимость последней от арабов.
Атака Шарона на палестинскую автономию свидетельствует о наличии у израильтян неких возможностей, позволяющих им бросить вызов одновременно США, ЕС и Москве. Или о том, что Израиль, как и 50 лет назад, принял решение об отстаивании своих интересов даже ценой тотальной конфронтации, надеясь только на собственные силы.