Как известно, политическая обстановка в мире в последнее время осложнилась. Сказалось ли это на состоянии наших торгово-экономических отношений с капиталистическими странами?
В. Петров, лектор, Москва
В. И. Ленин придавал большое значение установлению и развитию экономических отношений с капиталистическими странами. Он считал, что основой этих отношений должна быть объективная экономическая необходимость в хозяйственных связях между государствами, принадлежащими к различным социально-экономическим системам. Еще в 1921 г. он отмечал: "Есть сила большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила - общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами".
Жизнь полностью подтвердила правильность этого вывода - объем внешней торговли между СССР и промышленно развитыми капиталистическими странами в 1983 г. возрос по сравнению с 1950 г. более чем в 87 раз.
Несмотря на обострившуюся в последнее время политическую обстановку в мире, тенденция к развитию торговли с этими странами сохраняется. Советское государство, твердо следуя своей принципиальной политике мирного сосуществования, продолжает выступать за развитие устойчивых торгово-экономических отношений с теми западными странами, которые проявляют к этому интерес.
Обоюдная заинтересованность в расширении сотрудничества, несмотря на сложную международную обстановку, позволяет сохранять торговые связи СССР с большинством западных стран на высоком уровне, а с рядом государств даже расширить их. Наиболее успешно развивается торговля СССР со странами Западной Европы, товарооборот с которыми возрос в 1983 г. на 6,4 проц. по сравнению с 1982 г. и достиг 31,6 млрд. рублей. На долю стран этого региона приходилось около 82 проц. товарооборота СССР с промышленно развитыми капиталистическими странами.
Расширение экономических связей со странами Западной Европы осуществляется на прочной договорно-правовой основе, в частности на основе межправительственных соглашений об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, которые имеются у Советского Союза почти со всеми странами Запада, а также в соответствии с долгосрочными программами сотрудничества с ними, в которых определены перспективы и конкретные пути развития взаимовыгодных торгово- экономических связей.
Помимо торговли, налаживаются новые формы экономического сотрудничества с западными странами, в частности промышленная кооперация, торговля лицензиями, сотрудничество на рынках третьих стран и др. Со многими фирмами промышленно развитых капиталистических государств осуществляются крупномасштабные проекты по сооружению в СССР промышленных объектов, в том числе на компенсационной основе.
Главным торговым партнером СССР из числа стран Западной Европы и промышленно развитых капиталистических стран уже в течение многих лет является Федеративная Республика Германии. В 1983 г. товарооборот СССР с этой страной превысил 7 млрд. руб. и возрос по сравнению с 1982 г. на 6 процентов. ФРГ продолжает оставаться крупнейшим поставщиком в СССР машин и оборудования.
Стабильно развиваются советско-финляндские экономические связи, на которые неизменно оказывает положительное воздействие атмосфера взаимного доверия, существующая между двумя странами. Товарооборот между СССР и Финляндией в 1983 г. составил около 5,2 млрд. руб., и тем самым еще раз были подтверждены договоренности о сохранении взаимной торговли на высоком уровне.
Успешно продолжают развиваться экономические связи СССР с Францией. Советско- французский товарооборот в 1983 г. достиг 4,1 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 1982 г. на 16,6 процента. Хорошие перспективы развития торгово-экономического сотрудничества между СССР и Францией существуют и на ближайшие годы.
В 1983 г. активизировались торгово-экономические отношения с нашим традиционным партнером Италией. Советско-итальянский товарооборот возрос в 1983 г. на 8,5 проц. по сравнению с предыдущим годом и превысил 4,4 млрд. рублей.
По восходящей линии развиваются торгово-экономические отношения Советского Союза с Великобританией. В 1983 г. взаимный товарооборот увеличился на 16 проц. по сравнению с предыдущим годом и составил 1,8 млрд. рублей.
Дальнейшее развитие получило торгово-экономическое сотрудничество СССР с такими странами, как Австрия, Греция, Ирландия, Испания и Швеция.
Неплохие результаты достигнуты в торгово-экономических отношениях с Канадой. Ежегодный объем советско-канадской торговли в последние три года приближается к полутора миллиардам рублей в год.
***
В разгар летнего сезона - к сожалению, и этот год также не явился исключением - резко возрастает напряженность на железной дороге, что ведет к задержкам, опозданиям поездов и т. д., особенно это касается южного направления. Из печати узнал, что в ближайшие годы начнется строительство Кавказской перевальной железной дороги. Что даст новая железная дорога народному хозяйству страны, как поможет она разгрузить это направление?
В. Фишер, Павлодар
ТЕ, КОМУ доводилось ехать на поезде по Черноморскому побережью Кавказа, вероятно, замечали, как медленно идут составы по однопутной магистрали, расположенной на узкой полосе земли между горами и морем. Когда-то эта дорога удовлетворяла потребности региона в перевозках. Однако в результате существенных изменений, происшедших в последние десятилетия в развитии народного хозяйства республик Закавказья, постоянного притока пассажиров, приезжающих сюда на отдых, провозные и пропускные способности магистрали, по существу, оказались исчерпаны.
Вместе с тем, по расчетам специалистов, в результате дальнейшего развития сельского хозяйства и промышленности республик Закавказья в предстоящие 20 - 25 лет ожидается значительный рост объема перевозок. Кроме того, будет расширяться курортная зона в этом исключительно благоприятном по природным условиям регионе, в том числе будет построена новая всесоюзная здравница на юго-западном побережье Каспийского моря. Таким образом, в будущем объем грузоперевозок, размеры пассажирского движения будут возрастать.
Вот почему было принято решение о строительстве новой транспортной магистрали - Кавказской перевальной железной дороги, которая станет третьим железнодорожным входом в Закавказье. Она значительно сократит время доставки пассажиров и грузов из Европейской части страны в Восточную Грузию и Армению. Пробег поездов от Москвы и других центров страны до Тбилиси, Еревана сократится на 1 тыс. километров. Перевальная дорога разгрузит и приморские магистрали, где в летний период особенно напряженное движение.
Кавказская перевальная железная дорога будет представлять собой двухпутную электрифицированную магистраль. Протяженность ее составит 180 километров.
Новая магистраль будет проложена через Главный Кавказский хребет. Ее строительство - чрезвычайно сложная в инженерно-техническом отношении задача.
Уже полностью разработано технико-экономическое обоснование сооружения Кавказской перевальной железной дороги. Кроме самой дороги, строителям понадобится возвести производственные базы для строительно-монтажных работ, временные жилые поселки, протянуть линии электропередачи, провести реконструкцию старых и строительство новых подъездных автомобильных дорог. Все эти подготовительные работы начнутся в будущем 1985 году. А само строительство магистрали - в 1986 году.
***
Каковы причины возникновения и продолжения вооруженного конфликта между Ираном и Ираком?
С. Глухов, Пицунда, Абхазская АССР
В ТЕГЕРАНЕ И БАГДАДЕ ничто, казалось бы, не нарушает обычного течения жизни с присущими мусульманскому Востоку обычаями и традициями. В кофейнях, вынесенных прямо на тротуары, старики неторопливо обмениваются новостями, играют в шашки и шишбеш.
В действительности кровопролитная война между Ираном и Ираком накладывает тяжелый отпечаток на жизненный уклад и судьбы народов этих стран. Неисчислимы бедствия и лишения миллионов людей. Несколько сот тысяч убитых и раненых с обеих сторон. По данным Международного Красного Креста, число иранских военнопленных достигло 7 тысяч, а иракских - 50 тысяч человек.
Не поддается точному учету экономический ущерб, нанесенный войной. В результате обстрелов и бомбардировок выведены из строя важнейшие промышленные предприятия, подверглись уничтожению города и селения, расположенные в прифронтовой зоне. Особенно большие потери несут обе страны из-за сокращения добычи нефти, составляющей основу их социально-экономического развития. Лишенный возможности вывозить свою нефть через Персидский залив, Ирак был вынужден сократить ее добычу со 180 млн. т в довоенное время до 50 млн. т в 1983 г. Из-за ударов иракской авиации по танкерам в Персидском заливе и нефтяным терминалам на острове Харк экспорт иранской нефти уменьшился за последние месяцы более чем вдвое. Ухудшается положение трудящихся, а на внутреннем рынке все более остро дают о себе знать перебои с продовольствием и другими потребительскими товарами.
Разжиганию ирано-иракских разногласий способствовали империалистические круги Запада во главе с США, а также ориентирующаяся на них арабская реакция и Израиль. На протяжении многих лет западные спецслужбы и органы пропаганды сеяли рознь и недоверие между Ираком и Ираном, осуществляли провокационные акции, направленные против этих стран. Мотивы этих в равной степени и антииранских и антииракских действий предельно ясны: любой ценой ослабить Иран и Ирак, которые проводят антиимпериалистическую внешнюю политику и выступают против американского вмешательства в дела региона.
В обострении напряженности сыграли свою роль и факторы чисто религиозного характера. Придя к власти в Иране, шиитское духовенство не скрывало своих намерений распространить идеи "шиитской революции" на другие мусульманские страны, в особенности на Ирак, где около половины населения принадлежит к шиитской секте ислама.
Между Ираном и Ираком не были окончательно урегулированы и территориальные вопросы, восходящие к временам Османской империи и колониального господства. Багдад обвинял Тегеран в невыполнении Алжирского договора 1975 г., предусматривающего, в частности, возвращение Ираку ряда пограничных участков общей площадью около 400 кв. км.
В конечном счете ирано-иракские разногласия переросли в вооруженный конфликт, когда осенью 1980 г. на большей части государственной границы начались ожесточенные боевые действия.
В течение первых месяцев войны иракские войска заняли некоторую часть территории Ирана, но, столкнувшись со всевозрастающим сопротивлением противника, вскоре утратили инициативу и были вынуждены отойти на рубежи, проходящие примерно по линии государственной границы, существовавшей до начала конфликта. Ирак предложил начать переговоры об урегулировании спорных вопросов мирными средствами.
Готовность Ирака к политическому урегулированию не встретила позитивной реакции у правящего в Иране духовенства, взявшего курс на продолжение войны до "победного конца". Иранские руководители заявляют, что они не желают вести переговоры с иракским режимом, который "должен быть свергнут", и что сам Ирак должен быть превращен "в исламскую страну, находящуюся в руках народа".
В осуществление этого курса иранские войска предприняли в течение 1983 - 1984 гг. ряд крупных наступательных операций, не принесших, однако, сколько-нибудь значительных результатов. Лишь в отдельных местах им удалось прорвать хорошо укрепленные иракские позиции и захватить около 1000 кв. км территории Ирака в районе Курдистана и вблизи г. Басра. По сообщениям западной печати, в Иране, особенно в армейских кругах, широко распространено убеждение, что результаты этих операций не оправдывают потерь, понесенных в ходе их проведения.
Несмотря на жесткую позицию Тегерана, делающего акцент на "наказании" Ирака, на изменении режима в этой стране, Багдад продолжает выступать за урегулирование конфликта мирными средствами.
В речи, произнесенной по случаю национального праздника Ирака - 16-й годовщины июльской революции 1968 г., президент С. Хусейн вновь подтвердил стремление к прекращению войны и справедливому урегулированию конфликта между двумя странами. Он подчеркнул, что Ирак будет приветствовать любые серьезные инициативы, направленные на установление мира в регионе.
Такой подход позитивно оценивается международным общественным мнением, социалистическими странами. Очевидно, что от продолжения войны выигрывают лишь силы империализма, с удовлетворением наблюдающие, как Иран и Ирак истощают свои силы и ресурсы в бессмысленном кровопролитии, вместо того чтобы обратить их против главной опасности, угрожающей народам региона, - империалистической политики гегемонизма и диктата. Резко возросла угроза прямого вооруженного вмешательства в дела стран Персидского залива со стороны США, которые, пользуясь ирано-иракским конфликтом, наращивают свое военное присутствие в этом районе под предлогом защиты "жизненных интересов" Запада и обеспечения свободы судоходства.
Что касается Советского Союза, то с самого начала он твердо выступал за скорейшее прекращение конфликта, за то, чтобы спорные вопросы были урегулированы мирными средствами. Это отвечало бы интересам иранского и иракского народов, задачам социально-экономического прогресса обоих государств.
Советский Союз против любых попыток затягивать конфликт, против того, чтобы кто бы то ни было грел на нем руки, используя создавшуюся в регионе напряженность для наращивания своего военного присутствия и усиления империалистической угрозы свободе и независимости расположенных здесь государств.
Ответы подготовили: О. ТИЩЕНКО, А. ДАВИДЬЯНЦ, В. ГУРЕВ.
Смотрите также:
- СЭВ. Совместное планирование вымыслы и реальность →
- Идеал социализма - мир без оружия и насилия →
- Экспортный потенциал страны →