ИХ УСТАМИ. "Рейган пронес олимпийский факел дальше, чем следовало"

   
   

...Что-то очень неприглядное, почти зловещее было в заключительных сценах, разыгравшихся в далласском Центре съездов. Когда президент заметил, что со времени его вступления в должность "ни один дюйм земли не отдан коммунистам", он вызвал первую из серии демонстраций, которые могли заставить учащенно забиться сердца тех, кто помнит берлинскую Олимпиаду 1936 года.

Бравые молодые люди в серых костюмах и белых рубашках с красными платками подняли руки в знак приветствия, напоминавшего приветствие фашистов, тупо скандируя: "Еще четыре года, еще четыре года!" Это зрелище вошедших в раж вопящих молодых людей повторялось вновь и вновь.

Трудно представить себе и другое более жалкое зрелище, когда президент Соединенных Штатов и его вице-президент тащили за собой по сцене тщедушного слепого певца Рея Чарльза, словно куклу, - и асе это исключительно из соображений политической выгоды.

Были и другие тревожные моменты в этом спектакле. Самого упоминания слова "Гренада", этого символа грубого использования американской военной мощи, было достаточно, чтобы привести в экстаз тщательно отобранных делегатов съезда.

Спрашивается: почему этот далласский съезд - тщательно спланированный от начала до конца - вылился в такое нездоровое мероприятие с тревожным подтекстом? Во-первых, при всех разглагольствованиях о демократии и свободе на деле здесь было очень мало и того и другого. Делегаты, которых насчитывалось 2 235 человек, включая тех, у кого не было права голоса, были посланы сюда не в результате борьбы в ходе первичных выборов и не были избраны на собраниях партийных активов - они представляли собой в основном группу специально подобранных верноподданных партии. Вечер выдвижения кандидатуры превратился в фарс.

Второй причиной, порождающей тревогу, была крайняя самоуверенность Рейгана. Олимпийские спортсмены были введены в съездовский спектакль, словно это были создания самого президента.

Прирученные Рейганом спортсмены, в частности обладательница золотой медали пловчиха Пэнси Хотсхед, прошли торжественным маршем, и Рейган в своей речи по случаю выдвижения его кандидатуры превозносил Олимпиаду, словно это были спортивные игры республиканской партии.

Казалось, Рейган, подобно многим из тех, кто окружал его, совсем утратил чувство меры. 17-минутный фильм, в котором он сам вещал о себе, был показан на огромном экране над сценой перед его речью. Делегаты видели Ронни на Великой китайской стене, на берегах Нормандии и возле вашингтонского отеля "Хилтон" 30 марта 1981 г., когда его быстро уводили после покушения на него. Все это вместе взятое помогло создать образ всепобеждающего вождя.

Из газеты "Гардиан", Англия

Смотрите также: