СОБИРАЯ свой первый съезд в Колонном зале Дома союзов, лидеры "Правого дела", как говорят, и не думали уязвить коммунистов. Дорогое красному сердцу место просто-напросто оказалось дешевле других престижных площадок. И демократы решили приберечь лишнюю копейку к выборам - сэкономили и на аренде, и на обеде для делегатов. Съезд провели всего за четыре часа - рекордно малый срок для политтусовок такого масштаба.
О том, насколько пестрая компания собралась в минувшую субботу объединяться, можно было судить по тому, как демократы съезжались и сходились к парадному подъезду. Кто-то вовсе добирался пешком, кто-то - на стареньких "Жигулях". Лидер "Вперед, Россия!" Борис Федоров подъехал на вороном "Мерседесе". Председатель "ДемРоссии" Юлий Рыбаков - на скромной серой "Волге". За десять минут до начала съезда роскошный белый "БМВ" высадил Анатолия Чубайса. Главный энергетик стремительно проскочил мимо зевак, не отрывая от уха мобильника: "Я горю совсем, Михал Борисыч, некогда..."
"Мы обречены на победу"
ДУХ коммунистических съездов, пропитавший, кажется, сами стены Колонного зала, настраивал делегатов на воинственный лад."Мы не должны поддаваться уговорам о примирении и согласии, пока не исчезнет главный тормоз - большевизм, - убеждал собравшихся бывший член Политбюро ЦК КПСС, а ныне лидер Партии социальной демократии Александр Яковлев. - Большевистский строй был уголовным строем, а Ульянов и Джугашвили подлежат суду за преступления перед человечеством..." К Нюрнбергскому процессу для коммунистов призвала М. Салье. Писатель В. Войнович не то в шутку, не то всерьез предложил не хоронить тело Ленина, а "выстрелить его из пушки". Другой, крестьянский, писатель Ю. Черниченко обвинил КПРФ и ее колхозных представителей в угроблении зернового хозяйства, которого не было "даже при Чингисхане".
Грядущие парламентские выборы ораторы называли решающей схваткой за собственное политическое выживание. "Зло в нашей стране консолидированно. Коммунисты, фашисты вместе. Мы должны сделать все, чтобы силы добра были тоже вместе. Мы должны быть выше личных амбиций и разногласий, потому что мы это делаем во имя цветущей России", - взывал к соратникам Борис Немцов. "Силы добра" одобрительно хлопали своему лидеру.
Немцов предложил развеять два мифа: о том, что при коммунистах было все хорошо ("моя жена хранит на память под стеклом 17 видов талонов") и что во всех сегодняшних бедах России виноваты сидящие в президиуме ("и вообще, ваучер придумал не Чубайс, а Хасбулатов"). Финал немцовской речи прозвучал как боевой приказ: "Наша ошибка - мы не объясняли людям, чего хотим. Надо выступать во враждебных аудиториях. Надо быть готовым к провокациям. Это тяжело, но другого пути нет. Нужны порядок и дисциплина. Разброд и шатания недопустимы. Вместе мы победим".
"Рейтинги - это чушь!"
ПОСЛЕДНЮЮ фразу как заклинание повторяли все ораторы. Словно подбадривали сами себя, внутренне не очень-то веря в успех. "Прочь сомнения, рейтинги - это чушь!" - увещевал себя и собравшихся Борис Федоров. "Мы обречены на победу", - без энтузиазма произнесла Ирина Хакамада. Однако полностью избежать разброда и шатаний не удалось. Сергей Ковалев не согласился с Немцовым, что премьер Степашин воплощает "русскую офицерскую честь", и припомнил последнему участие в чеченской войне. Зал загудел - хрупкое единство демократов стало рушиться на глазах. "Тихо! Сидеть!" - скомандовал съезду Немцов, призвав "относиться друг к другу с любовью". Но споры не утихали. Главным "яблоком раздора" стал Г. Явлинский. Одни предлагали с ним объединяться, другие - скорее "выходить из его тени".
Но еще больше всех волновал вопрос - войдет ли в "Правое дело" Сергей Кириенко? По нашим сведениям, экс-премьер до последнего момента сомневался, стоит ли ему приходить на съезд. Он появился только после перерыва. Блудного сына зал встретил овацией. Однако Сергей Владиленович не спешил каяться. Он с невозмутимым видом сел с краю президиума, по правую руку от Чубайса, и стал что-то рисовать на бумажке. Казалось, что он малюет чертиков, думая о своем. Когда пришел черед выступать, Кириенко произнес дежурные слова о завоеваниях демократии и о том, что "мы победим". Правда, осталось непонятным, кого бывший премьер имел в виду - "Правое дело" или свое движение "Новая сила", которое пока не торопится влиться в общедемократический поток.
Скорее всего, фамилии Кириенко не будет в предвыборном списке "Правого дела". В его первую тройку "впряглись" Немцов, Федоров и Хакамада. Имена Гайдара и Чубайса в списке также не значатся. Первый возглавит московский отряд демократов. Второй назначен начальником штаба и ответственным за финансы. "Я - генеральный менеджер избирательной кампании "Правого дела" в свободное от работы время", - скромно представлялся Анатолий Борисович в кулуарах съезда.
ПОПРАВКА. В N 21, в ответе на вопрос о том, как распустить Думу, следует читать: "Дума будет распущена в течение 7 дней после того, как при голосовании о доверии правительству будет набрано менее 225 голосов".